Премия Рунета-2020
Калининград
+6°
Boom metrics
Общество8 мая 2018 13:35

Фильм «Встреча на Эльбе» на самом деле снимали на Прегеле

Ровно 70 лет назад советский Калининград получил путевку в большое кино
Разрушенный Берлинский мост в фильме "Встреча на Эльбе".

Разрушенный Берлинский мост в фильме "Встреча на Эльбе".

Фото: кадр из фильма

Какой художественный фильм у нас сняли первым? Недавно на сей счет появилось особое мнение. Киновед из Москвы Андрей Апостолов раскопал в архивах, что ленту «Подвиг разведчика» (1947 год), оказывается, планировалось снимать в янтарном крае. Правда, он признает: «К сожалению, неизвестно, что именно снимали, сложно обнаружить свидетельства этих съемок». Более того, специалист пишет, что в итоге вся картина, включая натурные сцены, была снята… в павильонах. Но ведь собирались же снимать в Калининградской области? «Факт остается фактом – средства на эту экспедицию были выделены. И она имела место», – утверждает киновед. А потому, на его взгляд, «Подвиг разведчика» тоже «можно записать в плеяду фильмов», снятых у нас.

Нет ни одного калининградского кадра, но при этом фильм – «наш»? Возможно, кто-то и разделит столь оригинальную точку зрения. Мы же останемся на традиционных позициях. Самый первый фильм, снятый у нас, – это все-таки «Встреча на Эльбе».

Рекогносцировка на местности

В начале мая 1948-го лежащий в руинах Калининград посетил один из главных людей в советском кинематографе – режиссер Григорий Александров. К тому времени за плечами у него уже были такие хиты, как «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна». И к нам он прибыл, чтобы поискать натуру для новой картины – «Встреча на Эльбе».

Вместе с Александровым приехал оператор Эдуард Тиссэ. Подбирая места для натурных съемок, они объездили всю область. Если и имелись сомнения, они отпали. Бывшая Восточная Пруссия была идеальной (и при этом бесплатной) декорацией для будущей ленты. Наверное, сегодня уже есть смысл напомнить ее сюжет. Апрель 1945-го. Преследующие гитлеровцев передовые части Красной Армии встречаются в немецком Альтенштадте с наступающими навстречу войсками США. Город разделен пополам рекой Эльба. Одна его половина становится советской зоной оккупации, другая – американской. Сперва союзники – добрые соседи. Но мало-помалу набирает обороты холодная война, и отношения начинают портиться…

Бранденбургские ворота.

Бранденбургские ворота.

Фото: кадр из фильма

Мертвый город

К июлю того же года подготовка была завершена, и в Калининград из Москвы прибыла съемочная группа – полторы сотни человек. Город на всех произвел сильное впечатление. Владлен Давыдов, сыгравший коменданта советской зоны Альтенштадта майора Кузьмина, так вспоминал о тех днях:

– Многие дома были без крыш, без окон. Когда на эти дома падал лунный свет, то они со своими выбитыми окнами напоминали черепа с пустыми глазницами. Во дворах благоухали липы, зелень прорастала повсюду, даже на крышах оставшихся домов. То, как снял это Тиссэ, – уникальный памятник войне. Кадры послевоенного Кёнигсберга лучше всяких рассказов свидетельствуют о том времени.

В книге «Эти разные, разные лица» Сергея Капкова есть воспоминания Андрея Файта, который во «Встрече на Эльбе» исполнил роль нациста Шранка:

– В 1941 году меня вместе со студией эвакуировали в Сталинабад (ныне Душанбе. – Ред.). Я испытал все тяготы эвакуационной жизни. Однако о войне знал по сводкам, газетам, фотографиям, рассказам и хроникальным фильмам. И вот я попал в Кёнигсберг, эту отчаянно защищавшуюся «неприступную крепость», павшую после неистового и кровавого штурма. Город был мертв. Мы жили в Доме офицеров, случайно уцелевшем здании. Вокруг на целые километры простирались развалины. Три года прошло с тех пор, как отгремели здесь последние залпы. Улицы были расчищены от обломков, но пустые, полуобвалившиеся коробки домов стояли вдоль искореженных тротуаров. Сейчас все было тихо. Кое-где зеленый плющ уже начал подниматься и прикрывать зияющие раны. Больше всего меня поразил вокзал – замершие поезда, рухнувший на них переходный мост. Остановились часы – пять минут третьего. В этом было что-то уэллсовское…

Пробитая голова Бисмарка.

Пробитая голова Бисмарка.

Фото: кадр из фильма

Массовка из военнопленных

Начавшиеся съемки привлекали множество зевак. Но посторонних не гнали – наоборот, привлекали к участию в массовках. Так, в номере «Калининградской правды» за 18 июля 1948-го читаем: «Располагающие свободным временем могут войти в тесный контакт с мастерами советского кино и помочь им создать новый фильм».

Калининградке Евдокии Агапеевой тогда было пятнадцать:

– Мы с сестрой бегали в массовке. Три рубля в день платили!

Между прочим, Агапеева после тех съемок пошла учиться на киномеханика.

А вот с немцами-мужчинами для массовок было туго.

– Пришлось брать на съемки пленных из лагеря, – рассказывала ассистент режиссера Валентина Кузнецова. – Когда я проводила съемку посадки эвакуированных, зашла вместе с ними на пароход. И увидела, что там сидит женщина, а к ней прижался парень – пленный. Потом увидела девушку с парнем. И я вдруг поняла, что вызвала из плена – сама не подозревая – мать и сына. А еще – влюбленных. И я им сказала – вы четверо оставайтесь с нами, пока снимаем.

1948 год. Одна из афиш, приглашающих на концерт Любови Орловой в Калининграде.

1948 год. Одна из афиш, приглашающих на концерт Любови Орловой в Калининграде.

Все звезды в гости

Калининградцы получили возможность увидеть вблизи немало звезд: Эраста Гарина, Фаину Раневскую, Бориса Андреева, Ивана Любезнова и даже Любовь Орлову - хотя у нее была не главная роль.

Будучи не сильно занятой на съемочной площадке, Любовь Петровна устроила гастрольный тур по области - первое выступление состоялось 17 июля. Поначалу она собиралась ограничиться 25 концертами, но народ просил еще и еще, и актриса к 29 августа успела побывать в двенадцати городах и поселках, дав 40 концертов! А впереди были все новые выступления… 12 сентября Орлова устроила в Доме офицеров прощальный бенефис, прошедший, как всегда, с аншлагом. Сбор был направлен в пользу детей, чьи родители погибли в войну. Выходил на сцену и Александров – поблагодарить калининградцев за радушный прием и помощь в работе над фильмом.

В 1967-м Орлова вновь приехала в Калининград. Творческий вечер состоялся 24 октября в хорошо знакомом ей Доме офицеров. Общаясь с залом, она сказала:

– Двадцать лет минуло с тех пор, как мы здесь снимали «Встречу на Эльбе», и я не узнала города. Тогда он лежал в развалинах, угрюмый и малолюдный. Сегодня на месте руин я увидела широкие проспекты, светлые дома и радостные улыбки горожан.

Башня, в которой теперь располагается Музей янтаря, в фильме превратилась в тюрьму.

Башня, в которой теперь располагается Музей янтаря, в фильме превратилась в тюрьму.

Фото: кадр из фильма

Как режиссер навел порядок в «Прибое»

Мужу Орловой - режиссеру Александрову тоже приходилось изыскивать время на общение с народом. Так, 27 августа 1948-го он с успехом прочитал лекцию на тему «Буржуазная кинематография на службе реакции». А за неделю до отъезда в Москву режиссер зашел в ресторан «Прибой». Но аппетит пропал, когда он увидел, как там относятся к делу. Мэтр написал письмо в газету: «К ресторану подошла машина с хлебными изделиями. Сдобные булочки оказались наваленными прямо в кузов на грязные мешки из-под картофеля. Во время разгрузки они падали на землю, тут же рядом находились бочки с помоями и ящики с мусором. Упавшие булочки подбирались и вместе с остальными отправлялись на склад ресторана. Судя по всему, волна антисанитарии захлестнула «Прибой». Вмешательство санинспекции необходимо».

Тому, кто перевозил булочки в антисанитарных условиях, объявили строгий выговор с предупреждением. Для доставки продуктов был срочно оборудован специальный ящик. Спешно устранили и все другие замеченные Александровым безобразия в «Прибое».

Рижские эпизоды

«Встреча на Эльбе» вышла на экраны калининградских кинотеатров 21 марта 1949 года. Для премьеры была выбрана «Заря». Билеты размели. И зрелище оправдало ожидания: знакомой до боли натуры там оказалось – хоть отбавляй. Более того, многие из тех, кто участвовал в массовках, с восторгом узнавали на экране себя.

В 1950-м «Встреча на Эльбе» получила Сталинскую премию I степени. Операторская работа вызывает восхищение и сейчас, недаром оператора Тиссэ при жизни называли легендой советского кино.

Правда, некоторые кадры ставят в тупик: где же у нас такое было? Но это не у нас, часть картины снималась в Риге. Скажем, советские танки выезжают на берег реки в Калининграде. А следующий план с американской техникой на противоположном берегу был снят в столице Латвии.