2018-06-06T16:46:06+03:00

Вице-премьер Александр Торба: Управление муниципалитетом – командная работа

На вопросы "Комсомолки" ответил зампредседателя правительства Калининградской области
Кирилл Алексеевkp_kld
Александр Торба на заседании регионального правительства.Александр Торба на заседании регионального правительства.Фото: Эдуард Молчанов
Изменить размер текста:

С заместителем председателя правительства - министром по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области Александром Торбой мы говорили о ротации глав муниципалитетов, о трудностях работы сити-менеджера и об очагах протестной активности в нашем регионе.

- Александр Васильевич, первый вопрос касается кадровой политики. За последнее время сменилось несколько глав муниципалитетов. Какие основные причины?

- Причины разные. Есть люди, которые объективно отработав длительный период времени, просились, чтобы их освободили от этой работы. Например, Олег Кутин, бывший глава администрации Нестеровского городского округа. Он отработал 10 лет – целых два срока, оставив позитивный след в истории. Поэтому объективно понятны причины его ухода. Есть другие ситуации. С предыдущим главой Пионерского расстались из-за его неэффективности... Хочу подчеркнуть, что у главы муниципалитета очень нелегкая работа. С одной стороны, это высокие требования населения, которые надо выполнять. А людей, как вы знаете, прежде всего, волнует вода тепло, благоустройство, комфортная среда, работа объектов соцкультбыта и так далее. Кроме этого, существуют задачи правительства, возрастают требования федеральных структур. Колоссальные нагрузки 24 часа в сутки. С другой стороны, денежных средств на выполнение всех этих полномочий объективно не хватает. И к тому же полномочия зачастую возникают новые и не всегда с финансовыми источниками на их реализацию. Приходится крутиться как между молотом и наковальней: между задачей выполнить и невозможностью ее выполнить. Не каждый выдержит такой пресс.

- Если говорить о муниципальном управлении, у нас хватает кадров?

- На мэров, как и на министров, нигде не учат. Хорошо подготовленный глава администрации - это отдельная большая работа. Откуда мы черпаем кадры? Во-первых, ориентируемся на тех, кто прошел конкурсную систему кадрового резерва. Во-вторых, на тех, кто прошел управленческую школу на государственной или муниципальной службе. Например, из числа заместителей главы администрации или из числа эффективных министров. Сейчас 14 участников из региона, в числе которых главы администраций и их заместители вместе с министрами проходят в Санкт-Петербурге обучение по программе «Управленческое мастерство: развитие региональных команд», организованное РАНХиГС и Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов.

- Справедливо ли, на ваш взгляд, что глав администрации сегодня выбирают или утверждают депутаты, а не все население?

- У нас было много примеров, когда избирались главы всем населением, а потом народ плакал, потому что не знал, как от этого главы избавиться. Потому что отстранить его было очень тяжело. Но почему люди должны от этого страдать? Поэтому в ситуации укрепления вертикали власти и возникла действующая сейчас новая система, когда у губернатора есть рычаги в случае чего отстранить главу, и это позволяет повысить эффективность работы управленцев. У депутатов тоже много рычагов влияния. Они выбирают на конкурсной основе главу администрации, в ежедневном режиме взаимодействуют с ним, представляя интересы населения. Если глава допустил серьезную ошибку, которая нанесла ущерб муниципалитету, то и расставание происходит мгновенно. Вот как у нас, повторю, произошло по Пионерскому округу: расставание было жесткое и принципиальное.

- Можно ли утверждать, что эта система показала свою эффективность?

- Безусловно. Одним из подтверждений этого является тот факт, что Калининградская область заняла шестое место в России по показателям комфортной среды, по оценкам профильного федерального министерства. Накануне главы сразу пяти наших муниципалитетов победили во Всероссийском конкурсе благоустройства, а самой лучшей по итогам полуфинала в своей категории была признана заявка Зеленоградского городского округа. Кто его сегодня возглавляет? Сергей Кошевой, человек, который поработал главой администрации города, потом министром муниципального развития. И результаты какие! Мы видим, как Зеленоградск расцветает в последние несколько лет. Или Светлогорск. Андрей Толмачев, молодой, энергичный, входящий в список "Лидеров России", сегодня возглавляет Светлогорский городской округ. И мы видим, что протестность, которая там была год-два назад, фактически исчезла. Потому что мэр кроме прочего регулярно информирует население о своей работе в том числе и в соцсетях. Он слушает и слышит население. А, кроме того, конструктивно взаимодействует с депутатами и с региональным правительством. Вот два примера - люди, которые прошли региональную школу, теперь эффективно работают в муниципалитете.

- Кстати об интернете. Правда ли, что существует методичка для глав администраций по работе в соцсетях?

- Еще год назад с учётом высокой степени проникновения интернета в повседневную жизнь главам администраций ставилась задача о необходимости работы в социальных сетях. Чтобы во всех соцсетях были созданы официальные паблики администраций, где люди черпали бы информацию о планах, принимаемых решениях и объявлениях. И они появились. Мы со своей стороны эту ситуацию мониторим, следим, кто выполняет эту задачу лучше, кто хуже. Создав сайт "Активный гражданин | Калининградская область ", мы рекомендуем проводить голосования в интернете, выбирая, где установить детскую площадку, в какой цвет покрасить фасад здания, куда направить бюджетные средства и так далее. Например, выделение денег по программе конкретных дел осуществлялось через голосование в интернете. Мы предлагаем пойти дальше: у вас же есть дорожный фонд, где от 10 до 20 млн рублей? Как вы определяете приоритет? Советуйтесь с населением, используя интернет. Это очень хорошая история. Получается как бы народный бюджет: ты советуешься с населением при помощи тех процедур, к которым люди уже привыкли. Что мы имеем в результате? Жители видят, что с ними советуются, что они реально могут повлиять на принятие важных решений. Так, меньше, чем за месяц, свои голоса в опросах по формированию программы конкретных дел проголосовали более 20 тысяч жителей Калининградской области. В среднем, это 3 процента от населения каждого муниципалитета. В некоторых округах – более 5 процентов. Например, в Гвардейском городском округе, в котором проживает 29 231 человек, проголосовало более 4 тысяч граждан. Портал пока еще находится в стадии раскрутки. Но мы работаем над тем, чтобы в дальнейшем он стал эффективным инструментом участия жителей региона в принятии решений.

- Кроме активности в интернете что еще нужно делать главам, чтобы муниципалитеты были успешными?

- Безусловно, необходимо эффективно использовать ресурсы, которые есть на территории. Проводить максимальную оптимизацию затрат и рационально использовать то, что есть. И второе - привлекать дополнительные ресурсы. Источников финансирования много. Это и региональные, и федеральные программы. Для того, чтобы в них войти, необходим хороший проект, прошедший экспертизу. И даже если тебя не включают в программу – условно говоря, захлопывают дверь – пытайся зайти в окно. Закрывают окно – ты должен влезть через форточку, добиваясь результата в интересах своего муниципалитета. Ключевую роль здесь играет командная работа, которая подразумевает, что главы должны активнее взаимодействовать с депутатами, общественниками, руководителями управляющих компаний, средствами массовой информации, членами регионального правительства. Один в поле не воин! Нельзя забывать и про гранты, которые позволяют привлечь на территорию региона финансовые средства и, соответственно, при условиях софинансирования с местным бюджетом выполнить большой объем работ. Необходимо выстроить эффективную работу с бизнесом, а также создать хорошие условия и для новых инвесторов, и для тех, кто уже трудится в муниципалитете. Это очень сложная ежедневная работа. Глава администрации должен приложить максимальные усилия, чтобы было комфортно инвестору. Тогда появятся новые рабочие места, расширится налоговая база и повысится имидж мунинципалитета.

- Насколько я понимаю, работа с населением позволяет погасить протестную активность?

- Разумеется. Протестная активность происходит там, где нет общения с населением. Но не только. Например, у нас, как и в других регионах, есть большая беда - это обманутые дольщики. Конечно, там, где много строят, у застройщиков зачастую возникают мошеннические схемы. А бывает так, что они не способны выполнить свои обязательства. Кроме того, повышенная протестность там, где принимаются решения по вырубке зеленых насаждений без общения с населением. Это, в первую очередь, Калининград. Однако сегодня есть однозначная позиция главы региона о публичности принятия решений по месту компенсационной высадки, по кронированию деревьев с научной точки зрения и так далее. И соответственно сегодня протестная активность сходит на нет. И это касается не только зеленых насаждений. У нас сегодня практически нет проблем с уплотнительной застройкой. Почему? Потому что принятие решений в градостроительной политике перешло на региональный уровень, а у губернатора и на этот счет позиция четкая и жесткая: все решения принимать максимально в интересах населения.

- Будет ли эта работа в дальнейшем продолжена?

- Мы сейчас в начале пути. Но даже тот опыт, который уже имеется за плечами, показал свою эффективность. Уверен, в дальнейшем такая практика будет внедрена на высоком уровне во всех муниципалитетах. Поэтому у населения просто не будет смысла протестовать. Иными словами, вместо протестов - прозрачный, четкий, а главное, действенный механизм донесения до руководства муниципалитетов и региональной власти своей позиции по тому вопросу, который их беспокоит. Будь это вырубка деревьев или цвет в лавочек в парке.

 
Читайте также