Премия Рунета-2020
Калининград
+12°
Boom metrics
Наука8 июня 2018 17:08

В Калининграде археологи нашли старинные «граффити» с загадочными существами

Что за таинственные "звери" изображены на некоторых настенных тарелках – пока не могут понять даже специалисты [фото]
Едва ли не самый загадочный из найденных рисунков. Условно его назвали «Люди-лягушки».

Едва ли не самый загадочный из найденных рисунков. Условно его назвали «Люди-лягушки».

Фото: Игорь ОРЕХОВ

На этой тарелке изображен кавалерист – это совершенно ясно. Осталось лишь расшифровать текст по кругу.

На этой тарелке изображен кавалерист – это совершенно ясно. Осталось лишь расшифровать текст по кругу.

Фото: Игорь ОРЕХОВ

Специалисты предприятия «Балт СпецАрхеология», проводящие раскопки на берегу Нижнего озера (бывшего Замкового пруда) в Калининграде, получили в свое распоряжение уже столько керамических изделий, что из них вполне можно было бы составить отдельную музейную экспозицию, повествующую о быте кёнигсбержцев. И в ней изрядный раздел занимали бы разрисованные настенные тарелки - судя по всему, непременное украшение интерьера жилищ горожан в 17-18 веках.

С большой долей вероятности это тоже всадник. И может быть, даже с копьем.

С большой долей вероятности это тоже всадник. И может быть, даже с копьем.

Фото: Игорь ОРЕХОВ

- Причем по времени техника изготовления таких изделий несколько разнится, - поясняет руководитель работ Евгений Калашников. – В 17 веке рисунок процарапывался на сырой глине еще до первого обжига. После этого тарелку наносилась глазурь, а уже затем следовал второй обжиг. В следующем столетии технологию изменили. Теперь тарелку обжигали, потом разрисовывали, глазировали и вновь отправляли в обжиг. Это так называемая подглазурная роспись. Причем в этом случае еще до нанесения рисунка изделие покрывали тонким слоем жидкой светлой глины – ангобом. Это для того чтобы глазурь не теряла яркость при обжиге, сохраняя насыщенность цвета. Вообще, тогдашние гончарных дел мастера постоянно экспериментировали, пытаясь усовершенствовать технологию.

Еще одна картина, не вызывающая сомнений: Голгофа с распятием Христа.

Еще одна картина, не вызывающая сомнений: Голгофа с распятием Христа.

Фото: Игорь ОРЕХОВ

Что может удивить, так это манера исполнения рисунков, которую при желании вполне можно охарактеризовать, как граффити, только не на стенах, а на тарелках. Если орнамент сам по себе схематичен, то в отношении фигур, предметов и лиц прослеживается вполне определенная традиция, близкая к примитивизму, но с изрядной долей мифологии. Во всяком случае, археологи пока не могут достоверно установить, кто именно изображен на большей части обнаруженных тарелок.

А вот кто эта таинственная незнакомка, сказать пока затруднительно.

А вот кто эта таинственная незнакомка, сказать пока затруднительно.

Фото: Игорь ОРЕХОВ

Этот бравый усач чем-то смахивает на Петра I, не находите?

Этот бравый усач чем-то смахивает на Петра I, не находите?

Фото: Игорь ОРЕХОВ

А вот джентльмен без усов, но тоже весьма импозантен.

А вот джентльмен без усов, но тоже весьма импозантен.

Фото: Игорь ОРЕХОВ

Еще один неизвестный, но, судя по посоху, держит путь издалека.

Еще один неизвестный, но, судя по посоху, держит путь издалека.

Фото: Игорь ОРЕХОВ

Многие тарелки украшены изображениями солнца в различных видах. На этой что-то вроде коловорота.

Многие тарелки украшены изображениями солнца в различных видах. На этой что-то вроде коловорота.

Фото: Игорь ОРЕХОВ

А это нечто среднее между солнцем и звездой. Или их гибрид.

А это нечто среднее между солнцем и звездой. Или их гибрид.

Фото: Игорь ОРЕХОВ

То ли перья, то ли лучи. Но они обрамляют явно человеческое лицо.

То ли перья, то ли лучи. Но они обрамляют явно человеческое лицо.

Фото: Игорь ОРЕХОВ

С женщиной все более или менее понятно. Но что это за птица с головой человека и хвостом быка?

С женщиной все более или менее понятно. Но что это за птица с головой человека и хвостом быка?

Фото: Игорь ОРЕХОВ