Премия Рунета-2020
Калининград
+13°
Boom metrics
Звезды2 июля 2018 16:03

Английский фотограф, снявший 13 чемпионатов мира по футболу: Спорт меня никогда не интересовал

Питер Робинсон приехал в Калининград на две недели и встретился с поклонниками в арт-пространстве «Ворота»
Питер Робинсон и его герои.

Питер Робинсон и его герои.

Фото: Иван МАРКОВ

Чемпионат мира по футболу, четыре игры которого прошли в Калининграде, привлекли в наш город множество известных людей. Среди них оказался знаменитый английский фотограф Питер Робинсон, отснявший за свою карьеру уже 13 чемпионатов мира. Накануне он провел встречу с калининградскими фотографами в арт-пространстве «Ворота».

Случайное увлечение, ставшее работой

Впервые Питер взял камеру в руки, когда ему было уже больше 20 лет. Фотографией он занялся совершенно случайно, потому что главным его делом тогда была музыка. В середине 60-х Робинсон вместе с несколькими друзьями организовывал в родном городе Лестере концерты. В одной из приглашенных групп играли студенты, увлекающиеся фотографией. Питеру понравилось, как эти парни себя вели и о чем разговаривали. Конечно, главной темой их бесед была музыка и фотография. Так совпало, что Питеру как раз к тому времени наскучили концерты, и он хотел попробовать что-то новое. В итоге, он поступил в тот же университет, в котором учились понравившиеся ему студенты. На тот момент у него не было ни портфолио, ни своей фотокамеры, он даже не имел ни малейшего представления о проявке пленок. Питер просто прошел собеседование, и университетские преподаватели сказали: «Давай попробуем».

После трех лет обучения Питер пошел работать в газету, а потом перешел на фриланс. При этом он продолжал поддерживать контакты с музыкантами и фотографировал многие группы. Например, для одного журнала он снимал в Сан-Франциско группу «Grateful Dead». Чем дальше, тем больше Питеру хотелось пофотографировать что-то экзотическое, и тогда он решил отправиться в Мексику. Так совпало, что как раз в это время в Мексике были серьезные политические протесты, известные как «Резня Тлателолько» (во время расстрела студенческой демонстрации, прошедшей за десять дней до Олимпийских игр, по разным оценкам, погибло 200-300 человек).

- Я снимал студенческие демонстрации, на которых погибло много людей, - говорит Питер. – Потом эти фотографии я продал в известный французский журнал. Так как эти снимки редакции понравились, мне предложили остаться в Мексике до начала Олимпийских игр 1968 года, и снимать уже соревнования. Я согласился, хотя спорт меня совершенно не интересовал. К слову, спорт меня не интересует до сих пор.

Время честного футбола

Таким образом, первым спортивным мероприятием для Робинсона оказалась Олимпиада. После этого он продолжил снимать на спортивную тему, так как это было очень удобно. Дело в том, что мероприятия подобного рода имели определенную периодичность, и заказчики съемок заранее искали фотографов, что позволяло планировать свою работу на месяцы и годы вперед, а футбольные матчи в Англии вообще проходили каждую субботу.

- Я бы даже хотел завязать со спортивной фотографией, но я занимаюсь этим уже больше 50 лет, поэтому очень сложно остановиться, - смеется Робинсон. – К тому же, я делю этот процесс надвое: часть фотографий я делаю для журналов, а вторую часть снимков я делаю для себя – сюда, например, входит окружающая атмосфера и среда.

Питер вспоминает футбол 60-х и 70-х с ностальгией.

- Исторически сложилось, что в Англии множество стадионов построено рядом с церквями. Сложно объяснить, почему так произошло, но это так. Возможно, потому что в Англии футбол – это продолжение религии. Раньше на стадионах было все очень просто: плохие газоны, никаких спонсоров и их рекламы на майках, сама атмосфера была другой. Многие болельщики в 70-е сами делали себе атрибутику, например, вязали шарфы с именами игроков, а игроки не были теми, кем они являются сейчас – на следующий день после матча они шли на свой завод или на другую работу. Руководство команд тоже не скрывалось от публики – оно сидело тут же, рядом со зрителями, а не на ВИП-трибунах. Сегодня грязные майки и трусы игроков вместе со стоячими трибунами, не закрытыми от дождя, стали частью истории.

Встреча с британским фотографом прошла в арт-пространстве "Ворота".

Встреча с британским фотографом прошла в арт-пространстве "Ворота".

Фото: Иван МАРКОВ

Бизнес против спорта

Вместе с футболом, становившимся все более коммерческим видом спорта, менялась и спортивная фотография.

- Раньше фотографы использовали очень большие камеры с широкоформатными пленками. Для публикации брался кадр, который могли вырезать из середины негатива. В архивах и сейчас можно найти эти негативы с вырезанными кусочками. Для историков сегодня важно не только то, что происходило на поле, но и атмосфера вокруг.

По словам Робинсона, доступ к профессиональному футболу раньше был точно таким же, как и сегодня к любительскому. Сейчас же у фотографа, присутствующего на профессиональном матче, есть только определенная точка съемки. Если ты выходишь за ее пределы, тебя могут лишить аккредитации. Единственная возможность, позволяющая проявить творчество – это использование различных профессиональных объективов.

- Мне нравится работать с тем, что сложно. Ирония в том, что люди, которые устраивают ограничения на поле, потом очень счастливы получить «незаконные» снимки.

20 лет назад в футболе действительно произошли необратимые изменения. Как считает Питер Робинсон, спорт окончательно превратился в бизнес.

- Раньше главную роль играли те, кто любят футбол, сегодня – те, кто любят деньги. На всех матчах, что я снимал в Калининграде, мне постоянно что-то запрещали. Так сегодня происходит везде, и это убивает творчество, как мне кажется.

Тем не менее, в Калининграде у Робинсона свободы больше, чем у других фотографов. В то время, как все следуют за какой-то командой, мотаясь из города в город, или фотографируют только сами матчи, Питер пытается понять, как чемпионат повлиял на город, и собирается передать его атмосферу.

- Мои коллеги снимают непосредственно перед матчем, потом работают на самой игре, дальше четыре часа спят и едут дальше. Раньше я сам точно так же работал. Это было утомительно и, на мой взгляд, не очень эффективно с точки зрения результата. Мой сегодняшний режим менее динамичный, и он больше мне подходит.

Калининград, по словам Робинсона, оставил у него очень хорошие впечатления.

- Он очень похож на города Дании или на Гамбург, у меня приятные ощущения здесь. Это такое секретное место, про которое в Европе никто не знает. Но мне не хватило тут концертов и музыки, - признался Питер.

СПРАВКА "КП"

Питер Робинсон начал карьеру фотографа в 1965 году после обучения в Лестере и Лондоне. После работы в журнале «The Football League» в 1970 году FIFA пригласила его снимать чемпионат мира в Мексике. Робинсон снимал уже 13 Чемпионатов Мира по футболу по всей планете, а также матчи Английской лиг, кубки Европы и Лиги Чемпионов. Питер снимал более чем в 110 странах, а его снимки можно встретить 400 книгах.

Авторский альбом Робинсона «Футбольные дни», стал лучшей спортивной фотокнигой 2004 года, а многие снимки из этой книги стали классикой спортивной фотографии.