Премия Рунета-2020
Иркутск
+12°
Boom metrics
ЗДОРОВЬЕ13 сентября 2018 10:45

Иркутский микрохирург работал 10 часов без перерыва и чудом вернул парню отрезанные пилой пальцы

Врач Павел Кошиков провел ювелирную операцию братчанину, который пострадал на пилораме [фото, аудио]
Врач Павел Кошиков (слева) провел уникальную операцию, и пришил 19-летнему студенту Георгию Козловскому три отрезанных пальца.

Врач Павел Кошиков (слева) провел уникальную операцию, и пришил 19-летнему студенту Георгию Козловскому три отрезанных пальца.

Фото: Андрей СИНЬКОВ

То июльское дежурство врач-микрохирург из Иркутской областной клинической больницы Павел Кошиков запомнил на всю жизнь. Принял смену, узнал, что никаких операций не намечается, сделал обход своих пациентов и, вернувшись в ординаторскую, предался мечтам о предстоящем через несколько дней отпуске. Вдруг тишину кабинета нарушил резкий звонок телефона.

- Павел Сергеевич, у нас очень тяжелый пациент, - взволнованным голосом говорил врач братской больницы. - На местной пилораме парню под корень отрезало циркулярной пилой три пальца - указательный, средний и безымянный. Случай тяжелый, но пальцы еще можно спасти. А у нас просто нет таких специалистов, поэтому отправляем его в Иркутск.

Случай оказался как раз по профилю Павла Кошикова и его коллег. Вот уже 18 лет врач занимается реплантацией (хирургическое приживление) сосудов и частей тела. На его счету десятки спасенных жизней! Ни секунды не сомневаясь, Кошиков кратко ответил коллегам: «Ждем». Пациента, которым оказался 19-летний студент Георгий Козловский, привезли только через 12 часов.

- Представляете, именно столько его доставляли из Братска, - вспоминает Павел Кошиков в разговоре с корреспондентом "Комсомольской правды" в Иркутске. - Беднягу пришлось отправить в Иркутск не на вертолете, а на машине, которую выделило предприятие. Почти 600 километров, да еще в июльскую жару. Как только он выдержал! В общем, ждали мы долго. Я даже подумал, что они решили вернуться в Братск. Когда же парня, наконец, доставили, то я, честно признаться, даже подумал не браться за операцию.

За 18 лет работы Павел Кошиков спас уже не одну жизнь.

За 18 лет работы Павел Кошиков спас уже не одну жизнь.

Фото: Андрей СИНЬКОВ

Все дело в том, что от момента травмы до начала операции прошло слишком много времени - 12 часов (а должно быть не больше шести). В этом случае шансов, что пальцы приживутся и по венам пойдет кровоток, слишком мало. Более того, еще нужно было посмотреть, в каких условиях перевоззли отрезанные фрагменты пальцев. Однако опытный микрохирург все же решил попробовать.

- Подумал, парень ведь совсем молодой, зачем ему оставаться инвалидом, - говорит Павел Кошиков. - Тем более столько времени терпел жуткие боли, добираясь до нас. Повезло, все условия консервации отрезанных пальцев были соблюдены. Братские врачи использовали методику трех пакетов: в один сложили отчлененные пальцы, во второй лед, и между ними пакет с физраствором.

Операция, которая длилась без остановки более 10 часов, проводилась под оптическим увеличением: шовным материалом микрохирург соединял мелкие сосуды и нервы диаметром меньше одного миллиметра нитью тоньше человеческого волоса. Причем все получалось далеко не с первого раза.

- Сделаешь, видишь, что кровотока нет, - все переделываешь, - говорит врач. - В общем, на каждый палец у нас ушло около трех часов.

Врач сшивал сосуды нитью, которая тоньше человеческого волоса. Ее даже сложно разглядеть на фото.

Врач сшивал сосуды нитью, которая тоньше человеческого волоса. Ее даже сложно разглядеть на фото.

Фото: Андрей СИНЬКОВ

В больнице Георгий пролежал две недели, затем вернулся в Братск. Пальцы у парня прижились, но ему предстоит еще несколько операций. На днях он вновь приехал в Иркутск, чтобы восстановить сухожилие и подвижность на одном из пальцев. Затем еще как минимум год восстановления, специальная гимнастика. Но врачи уверены: Георгий еще в баскетбол играть сможет!

- С самого начала верил, что пальцы мне восстановят, поэтому дальняя дорога не испугала, - говорит пациент. - Как все произошло, помню в деталях. Самое обидное, что за станком-то я не работал, просто брал с него балки и складывал в пачки. Когда брал очередную партию, пальцы попали на работающий диск. Обидно, проработал всего пять дней - решил подзаработать летом. Еще жалею, что пришлось приостановить занятия в тренажерке. Но в зал, думаю, еще приду.

Конечно, в мировой медицине уже были случаи, когда после такого промежутка времени пациентам делали пересадку различных частей тела, но далеко не все заканчивалось так успешно. Что касается Иркутской области, то такая операция в нашем регионе первая.

- У нас был случай, когда пришивать пришлось ампутированную кисть, - продолжает Павел Кошиков. - Но там было намного проще, все-таки в руке более крупный диаметр сосудов. У пальцев же очень тонкие артерии, нервы и вены. За 18 лет это моя самая ювелирная операция.