Премия Рунета-2020
Калининград
+6°
Boom metrics
Общество18 октября 2018 11:45

37 лет жизни в маневренном фонде: калининградка успела вырастить трех детей, но квартиры так и не получила

Галину Семенову уверяли: ремонт продлится года три, не больше. На практике получилось по-другому
Галина Семенова 37 лет прожила в маневренном фонде.

Галина Семенова 37 лет прожила в маневренном фонде.

Фото: Иван МАРКОВ

В Калининграде периодически идет под снос какой-нибудь аварийный дом довоенной или советской постройки. Жильцов в таких случаях временно расселяют в так называемый маневренный фонд. Как надолго - чиновники обычно говорят довольно расплывчато. В итоге кому-то везет, и он получает новое жилье уже через год-другой. Кто-то вынужден кантоваться в маневренном фонде намного дольше. Есть в нашем городе и настоящие рекордсмены такого рода. Корреспондент «Комсомолки» пообщался с Галиной Семеновой, которая обитает во «временной» квартире уже 37 лет!

Расселение по-советски

Эта история начиналась в начале 1950-х, когда родители Галины, приехав в Калининград, получили от аптекоуправления комнату в общежитии, что располагалось в доме №9 по улице Кирпичной. Там в 1956 году и родилась наша героиня.

Через 20 лет калининградский горисполком вдруг обратил внимание на то, что условия проживания в аптекарском общежитии, мягко говоря, оставляют желать много лучшего. Руководителя управления - товарища Василенко обязали приступить к составлению технической документации на капитальный ремонт, а жильцов злополучной общаги временно расселить. Предполагалось, что в дальнейшем часть граждан вернется на Кирпичную, ну а некоторые из них даже получат отдельные квартиры. Расселяли народ долго, с 1976-го по 1981-й годы. К тому времени успевшая выйти замуж и обзавестись детьми Галина Семенова выезжала одной из последних. К тому времени на перекрестке улиц Фрунзе и Грига как раз достроили большой блочный дом, куда семью и определили.

- Нам пообещали, что пробудем мы тут недолго, пока не отремонтируют наше общежитие, - вспоминает Галина Петровна. – Как сейчас помню, начальники утверждали: «Ремонт продлится года три, не больше». Поэтому мы не очень переживали. Тем более здание на Фрунзе было абсолютно новым, да и находилось оно в нашем же районе.

К тому моменту Семенова уже стояла в очереди на получение отдельной квартиры. Но когда появилась возможность встать и в специальную «ускоренную» очередь для многодетных семей, конечно, не стала отказываться от этого шанса.

- У меня к тому моменту подрастали двое сыновей, старшему уже исполнилось 10, младшему было два годика, - рассказывает калининградка. – А в 1987-м родилась дочь, и я официально стала считаться многодетной матерью. О том, сколько придется стоять в очереди на получение квартиры, нам ничего не говорили. И хотя срок переезда на наше старое место жительства задерживался (обещанные три года уже давно прошли), мы с мужем значения этому не придавали.

Дом на перекрестке улиц Фрунзе и Грига, куда в начале 1980-х переехала наша героиня.

Дом на перекрестке улиц Фрунзе и Грига, куда в начале 1980-х переехала наша героиня.

Фото: Иван МАРКОВ

Прописка на «культовом объекте»

А потом грянула знаменитая горбачевская Перестройка. Вместе с ней пришло много чего нового – в том числе и махинации с недвижимостью, о которых граждане СССР до того знали разве что понаслышке или из газет и телепередач, рассказывающих о трудной жизни за рубежом. Аптекоуправление в духе времени переименовали в общество с ограниченной ответственностью «Фармация». После чего здание ведомственного общежития в середине 1992 года вывели из жилого фонда, превратив в административное. Как следствие, с октября того же года комнаты в дома №9 на Кирпичной во всех документах стали фигурировать как нежилые помещения.

Но на этом приключения и самого объекта недвижимости, и трех десятков прописанных в нем семей, так и зависших в маневренном фонде, не кончились. Потому что в самом начале «нулевых» годов «Фармация» обанкротилась.

- И тогда мэрия Калининграда решила передать имущество прогоревшего предприятия местной епархии Русской православной церкви, - продолжает, перебирая кипы накопившихся за минувшие годы документов, Галина Петровна. – Причем обоснование этого решения, по крайней мере, мне лично кажется довольно странным. Утверждается, что еще при немцах по этому адресу была больница, в которой работали и так называемые «серые сестры», или «дочери милосердия». Естественно, при больнице была и молельная комната. Ну а раз имелся культовый объект, здание логично передать церкви. Но даже если и так, я думаю, что если уж РПЦ взяла общежитие, в котором мы все до сих пор прописаны, то должна какое-то альтернативное жилье нам предоставить.

Увы, как и в «лихих девяностых», в «сытые нулевые» пресловутой альтернативы горемыки с Кирпичной так и не дождались. Но и это еще не все. Складывалась удивительная ситуация: рождавшихся уже в маневренном фонде детей чиновники продолжали прописывать на Кирпичной, 9. Например, внучка Галины Семеновой, родившаяся в 2014-м, год спустя преспокойно получила прописку в нежилом помещении! Да и вся семья, состоящая на сегодняшний день из семи человек, прописана там же.

Бывшее аптекарское общежитие на улице Кирпичной сегодня принадлежит Русской православной церкви.

Бывшее аптекарское общежитие на улице Кирпичной сегодня принадлежит Русской православной церкви.

Фото: Иван МАРКОВ

«Обратно в общагу? Ни за что!»

Напомним, что все эти годы Галина Семенова стояла сразу в двух очередях на жилье. Но в 2017 году младшей дочери многодетной матери исполнилось 30. И Галина… из списка очередников была немедленно вычеркнута. Тем не менее, даже овдовев, пенсионерка бодрости духа не теряет. С «Комсомолкой» она даже поделилась своими планами на будущее.

- В этом году, пока шла подготовка к чемпионату мира по футболу, я решила дать чиновникам и губернатору отдохнуть, и на некоторое время прекратила писать им письма, - рассказывает калининградка. - А сейчас планирую вновь начинать бить в колокола. Ведь кое-какой толк от моих усилий есть. Вот, например, один сосед – товарищ по несчастью недавно все-таки получил «однушку» во вторичном фонде на Стекольной. Хотя есть и минусы. Многих начинают из маневренного фонда выселять в различные общежития с общей кухней (пусть и с правом предоставления в собственность). Однако возвращаться в общежитие мне уже никак нельзя. Я и так прожила там 25 лет, а еще 37 лет здесь. Поэтому буду настаивать на отдельной квартире, пусть даже и не новой. Тем более что на одном из приемов заместитель тогда еще мэра Ярошука - Светлана Мухомор заявила, что свободной «вторички» в городе полно.

Информация к размышлению

Сегодня на сайте мэрии Калининграда висит список аварийных домов, в котором значится 131 адрес. Там же можно найти перечень жилых домов и помещений, признанных непригодными для проживания - это еще 56 адресов. В 2018 году будет расселено только шесть из этих домов, и следующим местом жительства для большинства их жильцов станет именно маневренный фонд. Так, могут уже собирать вещи те, кто проживает в домах № 43 на улице Новинской, №12 на Парковой в микрорайоне Прибрежный, №15 на Беломорской, №213 на Аллее Смелых, №6 на Белгородской и №47 на Нарвской.