Премия Рунета-2020
Калининград
-2°
Boom metrics
Общество12 ноября 2018 17:05

Ветки в лицо и столбы посреди тротуара: легко ли живется незрячим калининградцам

Накануне Международного дня слепых, который отмечается 13 ноября, мы решили провести день с незрячим человеком и хотя бы попытаться понять, с какими трудностями он сталкивается
Сергей Киселев белой тростью простукивает тротуар и вот, уже шагает на дорогу.

Сергей Киселев белой тростью простукивает тротуар и вот, уже шагает на дорогу.

Фото: Александр КАТЕРУША

Сергей Киселев – лидер региональной Ассоциации молодых инвалидов «Аппарель». Он рос обычным ребенком, окончил школу, потом институт. Больше 10 лет работал аудитором, главным бухгалтером, финансовым директором в различных компаниях. Зрение начал терять постепенно из-за заболевания глаз. В 40 лет Сергей ослеп. В полной темноте он живет уже 12 лет.

Проблемы под ногами

С Сергеем мы встретились в кафе в центре Калининграда. В такие заведения он, как признался, заходит не очень часто. И не только из-за того, что на входе нет перилл, а двери неудобные. Причина в том, что персонал не умеет обслуживать слепых, поэтому отдохнуть с чашечкой кофе получается не всегда.

- Когда я прихожу куда-то с сопровождающим, персонал в 99 процентах говорит с ним, а не со мной. Я понимаю, что срабатывает контакт «глаза в глаза», если такого контакта нет (Сергей по понятным причинам носит черные очки - Ред.), человек переводит автоматически глаза на того, кто на него смотрит. То есть общаются с сопровождающим, хотя клиент - это я, покупаю я, деньги отдаю я. Да, слепой, но, пожалуйста, общайтесь со мной. Если я покупаю брюки в магазине, продавец рассказывает про размер и цвет моему сопровождающему, - продолжает Сергей. - В шумном кафе могут поставить кофе и молча уйти. А я сижу и не знаю, что передо мной чашка.

Наш герой дома быть не привык, живет активной жизнью, насколько это возможно. В субботу прилетел с конференции из Москвы, а в воскресенье написал об этом статью. В понедельник трудился в офисе, а с утра во вторник идет на йогу.

Пластиковые ящики с песком - серьезная преграда для незрячих пешеходов.

Пластиковые ящики с песком - серьезная преграда для незрячих пешеходов.

Фото: Александр КАТЕРУША

В Калининграде мы часто и справедливо ругаем разбитые тротуары, лужи и высокие бордюры. Зрячему человеку сложно представить, какие усилия нужно приложить слепому, чтобы просто пройти по улице.

С Сергеем мы решили прогуляться по недавно отремонтированной улице Черняховского. На ее пересечении с Пролетарской все светофоры со звуковым сигналом – это уже хорошо. А вот тактильная плитка есть не везде. Она отсутствует там, где лежит свежий асфальт.

- Тактильная плитка обозначает, что пешеходная часть заканчивается и впереди опасность в виде дороги с автомобилями. Когда ее нет, не понятно, можно ли идти дальше, - Сергей белой тростью простукивает тротуар и вот, уже шагает на дорогу. В районе перехода бордюр понижен. И если для мам с колясками и для велосипедистов это удобно, то для незрячего человека, в отсутствии тактильной плитки, просто опасно.

Идем дальше, в сторону Верхнего озера. И буквально натыкаемся на очередную проблему – посреди тротуара возвышается столб, а рядом стоит еще и пластиковый ящик с песком. На пути от Черняховского до озера вся дорога с такими преградами. Без сопровождения слепому человеку пройти тут почти невозможно.

На перекрестке с Озерным проездом тактильная плитка есть, но Сергей ее даже не чувствует: ни тростью, ни подошвой обуви. Выступы на плитке небольшие, а ложбинки забиты грязью.

- Да и уложена она неправильно – узкая полоска, которая почему-то прерывается по углам. Таких разрывов быть не должно быть, они сбивают с толку, - поясняет Сергей.

На улице Баранова, напротив недавно снесенного вещевого рынка, мы и вовсе попадаем в тяжелую ситуацию. У проезжей части стоят маленькие и большие столбы. Их всего семь, да еще возвышается длинный, как рельса, ограничитель для автомобилей.

- Это какой-то лес столбов. Для меня это просто путаница, непонятный лабиринт, - комментирует Сергей. – А запнувшись о такую преграду для машин, я просто упаду.

По словам Сергея, еще одна проблема – ветки деревьев, которые нависают над тротуаром. Для слепого встреча с такими преградами – обычное дело. Например, в ветви ёлки мы уперлись на улице Зоологической. Еще один казус там – тактильная плитка, уложенная, почему-то, в один длинный ряд вдоль дороги. Когда это делали, забыли одно – проконсультироваться со слепыми. Сергей говорит, что в таком обозначении нет никакого смысла.

- Должен быть разумный подход, баланс и единообразие. Если плитка, то одинаковая, одинаковые звуковые сигналы светофоров. У нас не так. Я был в Лондоне, еще, когда видел. Там все продумано: есть яркие полоски для слабовидящих, тактильные обозначения для незрячих. Это не смотрится как социально-медицинский элемент, а наоборот – как элемент архитектуры и дизайна, который вписывается в окружающий ландшафт. Нам до такого далеко.

Еще одна беда слепых - это дождь. От луж, в которые невольно наступают незрячие, ноги очень быстро промокают. Мешают выбоины плитки, разбитый тротуар, грязь…

Общественный транспорт для слепых – отдельная тема: и здесь хватает проблем.

Общественный транспорт для слепых – отдельная тема: и здесь хватает проблем.

Фото: Александр КАТЕРУША

«Я включил, а оно не работает»

Общественный транспорт для слепых – отдельная тема. Стоим на остановке на улице Тихорецкой. Автобус №10 останавливается более чем в метре от тротуара. Сергей идет осторожно, выставив трость и руку вперед. Не с первого раза, на ощупь заходит в первую дверь. И кондуктор, и водитель «десятки» видят инвалида, но помочь не вызываются.

В кабине шофера так громко играет музыка, что Сергей просит сделать потише.

- Вот так всегда. Типичный случай. Вместо того, чтобы сказать какой номер автобуса, они включают музыку. Шум. Песни. Как ориентироваться? А если мне надо позвонить и предупредить, чтобы меня встретили? И едут, конечно, не объявляя остановки, - вздыхает Сергей.

Пока автобус трясется на кочках, подхожу к водителю.

- Почему же не объявляете остановки? - спрашиваю шофера, который тычет пальцем в аппарат с экраном.

- Я включил, а оно не работает, не объявляет, – оправдывается он.

- Почему? – уточняю.

- Не знаю! Я механик что ли, чтоб разбираться?

- Может быть, потому что вы включили только что, когда мы вошли и спросили? – на этот вопрос водитель отвечать отказался.

С трудностями взаимодействия в общественном транспорте Сергей сталкивается постоянно. Вот еще пример.

- Я еду один, достал проездной билет. Держу его в руке одну остановку, вторую, третью. Потом не выдерживаю и убираю. И я не знаю, посмотрел его кто-то или нет. Или слышу просто: «Спасибо». Хорошо, но кому это сказали? В транспорте рядом много людей, - говорит Сергей. – Почему кондуктор не может коснуться меня и сказать: «Я кондуктор, я видела ваш проездной. Спасибо». Тактильного контакта у нас нет вообще, в культуре нет. Это не принято. Все бояться дотронуться или назвать себя. Если ты работаешь в сфере сервиса, твоя задача быть инициатором коммуникации, к тебе пришли. Стоит сказать: «Я Петя. Вы не видите, я помогу вам».

Увы, коммуницировать со слепыми не умеют, в своем большинстве, и жители нашего города. Даже, если хотят помочь. Нас просто никто не учил, а мы и не задумывались об этом.

- Я захожу в автобус и слышу: «Мужчина, садитесь». Вокруг давка, полно пассажиров. Кто и кому это сказал? Догадываюсь, что мне: «Куда садиться»? Слышу: «А вот здесь, вот тут». Я не понимаю, переспрашиваю: «Где здесь?». Слышу: «Так вот же, вот тут, перед вами», - описывает ситуацию Сергей. Стоит представить, что наш герой абсолютно ничего не видит и становится понятно, насколько бесполезны одни только слова.

Но не все так плохо.

- Бывает, что люди ведут себя правильно. Меня подвозил таксист. Я ему сказал, что не вижу, и попросил помочь. Он вышел из машины и сделал все правильно: открыл дверь, положил мою руку на дверь, вторую руку положил на крышу машины. Я понимаю, какие габариты и куда сесть. Все просто. Я спросил: «Вы уже возили слепых?». Он сказал, что никогда раньше. Значит, есть внутренняя культура. Хорошо, когда так.

Сергей Киселев жалуется, что тактильная плитка плохо ощущается тростью.

Сергей Киселев жалуется, что тактильная плитка плохо ощущается тростью.

Фото: Александр КАТЕРУША

Закрой глаза

Вспомните, как часто вы видите на улицах Калининграда инвалидов-колясочников или слепых людей? Почти никогда. Но это вовсе не потому что их у нас нет.

- Я иду домой, человек на остановке вызвался помочь и спрашивает: «Тебя ни разу не грабили?». Когда я это услышал, был в шоке от такого вопроса. Я никогда не думал об этом и до сих пор под впечатлением. Для меня проблема доверия – самое главное. Я доверяю и хочу доверять. Иначе я бы не вышел из дома. Именно поэтому в городе не видно людей на колясках или слепых. Потому что они не доверяют доступности среды и всем, кого встречают, – говорит Сергей.

Он рассказывает, что их ассоциация («Аппарель») активно проводит занятия с персоналом различных заведений и общественных мест. Учат взаимодействовать с незрячими проводников поездов, работников гостиниц, ресторанов и музеев. Чтобы персонал умел общаться, знал, как чем помочь, как обслужить, как дать сдачу.

- Мы пытаемся рассказать, что дотронуться до слепого человека ладонью – это нормально, это корректно, - говорит Сергей. – Мы обращаем внимание на окружающую нас среду. Почему на ступеньках аптеки нет перилл? Почему светофор с кнопкой, но без звука? Ведь для незрячего такой светофор абсолютно бесполезен. Есть и мелочи, вроде оборудования в общественных туалетах в торговых центрах. Почему не поставить мусорную корзину под бумажными полотенцами? Тот объем информации, что вы видите за пару секунд, я не получаю. Оттенки, детали интерьера, вывески. Стол: его размер, фактура и блеск столешницы. Я этого не вижу. Основное отличие слепых от других людей в том, что мы принимаем решение при отсутствии информации или же если она сильно ограничена.

Ежегодно в День отказа от автомобилей калининградцев активно призывают оставить машины дома. А в день акции «На работу на велосипеде», сесть на двухколесный транспорт.

Может нам и в День слепых приобщиться к проблеме? Есть такой тренинг - завязываешь глаза и с сопровождением идешь по улице. Потом можно поменяться повязками. Так попробовать проехать на трамвае, перейти дорогу, зайти в аптеку или просто купить хлеб в магазине.

СПРАВКА «КП»

13 ноября 1745 года во Франции родился Валентин Гаюи — известный педагог, основавший в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для слепых. По решению Всемирной организации здравоохранения именно эта дата стала основой для учреждения Международного дня слепых, главная цель которого — привлечь внимание к незрячим их проблемам.