Премия Рунета-2020
Екатеринбург
-7°
Boom metrics
Общество14 февраля 2019 10:20

Дневник водителя снегоуборщика: Люди то под трактор бросятся, то в заложники сугроб возьмут

Откровенный рассказ об изнанке профессии, от человека, который борется со снегом уже 10 лет.
120 литров топлива снегоуборочному трактору хватает на одну смену.

120 литров топлива снегоуборочному трактору хватает на одну смену.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Ильясу Юлдашеву 52 года. Уже десять лет он чистит снег на улицах Екатеринбурга и не перестает удивляться трем вещам: диверсиям со стороны жильцов (которые то под трактор бросятся, то в заложники сугроб возьмут), стоимости топлива и поведению водителей. Ильяс объяснил «Комсомолке», почему снегоуборщики ездят, а сугробы в зимних городах только растут.

МАШИНЫ УБОРКЕ СНЕГА ПОМЕХА

Прежде чем сесть за руль снегоуборочного трактора я работал в Лесхозе мастером. А потом Лесхоз закрыли, поэтому и устроился сюда. Платят нам хорошо. Сколько поработал – столько и получил. Порой выходит больше 50 тысяч рублей в месяц. Попасть на нашу работу несложно. Большого конкурса на место нет, главное – уметь трактором управлять.

Снег из города надо вывозить, потому что это экология, это наше с вами здоровье. Он слой за слоем накатывается вперемешку с реагентами, выхлопными газами. На Южном автовокзале сотни рейсов каждый день. Автобусы заезжают, тарахтят, весь дым копится внизу на снегу. Начнет таять и случится маленькая экологическая катастрофа, когда вся эта грязь потечет. С осени жду, когда же они трактор закажут, чтобы снег убрать.

Мы вроде и работаем исправно, а жалоб на нас много. Постоянно этот вопрос: Почему чистите плохо? Город завален! А ведь не только от нас все зависит. С автомобилистами, например, постоянно воюем. Один раз случай был – я скалывал наледь перед автосалоном, а там рядом стояла дорогущая иномарка. Так из автосалона выскочили четыре менеджера и встали вокруг машины, чтобы в случае чего собою ее заслонить. Я им говорю: «Парни, вам не жалко себя ломать из-за какой-то Ламборджини?». Они ни в какую – готовы были сами под ковш залезть, лишь бы я случайно их машину не поцарапал. Встали намертво. Ну, я по полметра снега и льда оставил вокруг этой иномарки и дальше поехал.

Чаще всего уборочную технику можно найти на улицах по ночам.

Чаще всего уборочную технику можно найти на улицах по ночам.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Та же история во дворах. Перед уборкой регулярно ставим таблички: Уберите машины, будут чистить снег. Но людям до лампочки. Им парковаться негде. Я убираю снег, заезжает один, оставляет машину и уходит. Я ему кричу: «Парень, машина мешать будет!». А он только махнул рукой: «Потом уберу». А снега тогда был очень толстый укатанный слой. Дело закончилось тем, что я убрал все, что было вокруг его машины, а островок, на котором стоял автомобиль оставил. Так она и стояла на нем, как памятник на постаменте. Не знаю, как потом этот парень с него съехал. Это его проблемы. Он сам себя наказал.

БАБУЛИ – ВОЯКИ СО СТАЖЕМ

Другая беда – горожане. Особенно бабушки. Мы работаем, сугробы грузим в самосвал. А бабушкам лень обойти в паре метров от нас. Они обязательно проходят в узком пространстве между трактором и самосвалом. А я в этот момент ковшик поднимаю. Они даже не думают, что с ковша может упасть лед или снег им на голову. Я для этого поставил рупор в кабину, как в машине ГИБДД. И чуть что – кричу в этот матюгальник: «Шевели батонами! А то снег по башке попадет». Помогает.

Ильяс Юлдашев: «Снег из города надо вывозить, потому что это экология, это наше с вами здоровье»

Ильяс Юлдашев: «Снег из города надо вывозить, потому что это экология, это наше с вами здоровье»

Фото: Алексей БУЛАТОВ

А иной раз до маразма доходит. Бабуля «божий одуванчик» вскарабкалась на сугроб, который я хотел погрузить в самосвал! И отказывается слезать: «Не пущу и все!» Этот сугроб вырос у нее под окном и люди перестали ставить там машины. Для бабули – это радость, спасение от выхлопных газов и шума. А для нас-то невыполнение плана, штрафы. Пришлось хитрить: звоню директору и бабуле трубку даю: «Вот, депутат на связи, поговорите». А уже директор ей объяснял, что сугроб надо вывезти, так как от этого зависит экология и чистота двора. Бабуля кивала, а потом выдала условие: «вези мне бетонные столбы и ставь вместо сугроба». Пришлось ехать на стройку, брать там бетонные блоки. Только после этого бабуля сняла осаду.

Вообще, люди с каким-то странным упорством мешают снег убирать. Однажды я убирал наледь с пешеходного перехода, чтобы люди не падали. Ночь-полночь была. Я даже не заметил, как она появилась, такая миниатюрная красивая женщина. Встала посреди дороги на лед и стоит, молчит. Пьяненькая была. Я сигналю, фарами моргаю, а она стоит. Ну что делать? Выбегаю из машины, и переставляю ее на асфальт, чтобы не мешала. Возвращаюсь в кабину, смотрю, а она опять на то же самое место встала и стоит, не реагирует. Вот что ты с ней будешь делать? Я опять выскакиваю из кабины и на этот раз уже просто беру ее на руки и несу на другую сторону улицы. А она глазами хлопает и говорит: «Представляешь, всю жизнь мечтала, чтобы мужчина на руках меня носил».

Ильяс Юлдашев: «Постоянно этот вопрос: Почему чистите плохо? Город завален! А ведь не только от нас все зависит»

Ильяс Юлдашев: «Постоянно этот вопрос: Почему чистите плохо? Город завален! А ведь не только от нас все зависит»

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Молодежь ничем не лучше. Идут, уткнутся в телефон, а на трактор ноль внимания. А у детей фишка такая – подбежать к трактору, пнуть по колесу и убежать. Я таких сразу по глазам вычисляю и кричу: «Не вздумайте!». За детьми вообще глаз да глаз нужен. Так было жалко, когда три года назад тракторист засыпал снегом девочку в Екатеринбурге (4 февраля 2016 года 9-летняя девочка играла в «эскимосов» с подругой и залезла в «домик», устроенный в сугробе. В этот момент ковш высыпал на него очередную порцию снега и девочка погибла, - Ред.). И тракториста жалко. Что он мог видеть за тем сугробом? Мы же стараемся более компактно на самый верх бросать. Менеджеры, дворники… хоть кто-нибудь должен был стоять рядом с трактором и следить, ведь тракторист из машины за всеми не может уследить. После того случая рядом с трактором всегда ходит мастер или еще кто-то. Мы пытаемся огораживать лентой место, где работаем, но людям пофигу – ленту поднимают и под ней пролазят.

ДЕНЬГИ УХОДЯТ НА ВЕТЕР

Все жалуются: почему в том году быстро убирали, а в этом долго? А все упирается в цену топлива. Оно дорогущее! Семь лет назад я заплатил бы две тысячи рублей за 120 литров. А сейчас за тот же объем приходится платить уже семь тысяч. Этого количества хватает лишь на 10-11 часов работы, то есть ровно на одну смену. Снег падает, а денег на топливо, чтобы выехать и убрать его, нет.

А если техника сломалась? Ремонт обойдется в кругленькую сумму. Поэтому нам важно, чтобы с нами быстренько рассчитывались, чтобы у нас были оборотные средства – на зарплату трактористу, на амортизацию и так далее. Мы снег убираем порой через пять посредников. Допустим есть какой-то объект крупный в городе. И у него есть подрядчик, который выиграл тендер на уборку снега рядом с ним. Но если он выиграл, значит, у него есть техника? Почему же тогда мы, другая частная компания, приезжаем убирать снег? Скорее всего, у этого подрядчика ничего нет, просто он чей-то родственник, брат, сват…

Порой жильцы дворов сами защищают сугробы от снегоуборочной техники.

Порой жильцы дворов сами защищают сугробы от снегоуборочной техники.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Выпал снег – он нанимает клининговую компанию – пару дворников с метелками, лопатами, менеджеров по уборке. У клининговых компаний тоже не у всех есть техника. Они звонят диспетчеру: «Дайте нам технику». А диспетчер уже звонит нам. И вот пока все эти ступеньки будут пройдены уже сколько-то денег где-нибудь да осядет. Допустим, у нас аренда техники стоит 1000 рублей в час. Диспетчер накидывает 200 рублей. Клининговая компания еще сверху набросит что-то.

В итоге огромная сумма уходит на ветер. Деньги на уборку снега запланируют, а они с такими ценами просто возьмут, да закончатся. Еще один минус многоступенчатой системы – каждый день одну и ту же территорию убирают разные трактористы. Если я буду приезжать на одно место каждый день, то я буду знать, где есть колодец, где бордюр стоит дорогой, который ломать нельзя. А вот приезжает неопытный тракторист и срывает ковшом мраморные плитки с пандуса. Непорядок.

ГАИШНИКИ ШТРАФУЮТ, НО РАБОТУ НЕ БРОШУ

Рано утром я приехал очистить территорию рядом с супермаркетом от снега. Жду самосвала, сижу в кабине, чай пью и замечаю, что на дороге, там, где пешеходный переход, образовался большой снежный вал. Грейдеры ночью проехали, но не смогли его подцепить, потому что он крепкий. Сижу дальше, смотрю, пожилая женщина идет в магазин и с этого вала прямо на проезжую часть падает – поскользнулась. Думаю, чего я сижу, там же два-три ковша всего. Поехал, убрал снег с проезжей части, чтобы бугорка не было. А в этот момент мимо проезжал инспектор ГИБДД. И он мне стал предъявлять: «Ты почему прибираешься на дороге, а знаки предупреждающие не поставил?». Меня за это оштрафовали на пять тысяч. У магазина то предупреждающая ленточка была, а на дороге то мне она зачем, тем более рано утром в субботу, когда движения никакого нет? Хотя, по идее, я виноват, конечно. Но если честно, работа эта хорошая. Я на ней вообще не устаю. Мне со стороны говорят: «Да ты не работаешь, а играешься». Ну да, для меня это уже привычка. Да и платят хорошо.