Премия Рунета-2020
Калининград
+5°
Boom metrics
Звезды15 октября 2019 15:50

Кивера гренадеров и сокровища из Эрмитажа: в Калининграде открылась выставка, посвященная Александру I и Наполеону

Экспозиция рассказывает об одном из ярких и запоминающихся моментов европейской истории [фото]
На входе в зал с экспозицией посетителей встречают бюсты Александра I (слева) и Наполеона (справа).

На входе в зал с экспозицией посетителей встречают бюсты Александра I (слева) и Наполеона (справа).

Фото: Александр КАТЕРУША

Выставка «Александр I и Наполеон. Встреча на Немане» открылась в Калининградском музее изобразительных искусств и является частью проекта «Дни Эрмитажа». Экспозиция посвящена одному из ярких и запоминающихся моментов европейской истории начала XIX века. Встреча двух императоров, напомним, состоялась 25 июня 1807 года в Тильзите (сейчас - Советск) на построенном посередине реки Неман плоту. Последовавшие за ней переговоры между Александром и Наполеоном оказали значительное влияние на развитие международной политики. Результатом встречи стало подписание Тильзитского мира между Россией и Францией.

Прощание Наполеона I и Александра I после встречи в Тильзите 9 июля 1807 года. Франция, XIX век. Холст, масло.

Прощание Наполеона I и Александра I после встречи в Тильзите 9 июля 1807 года. Франция, XIX век. Холст, масло.

Фото: Александр КАТЕРУША

Фрагмент гравюры «Сражение при Фридланде». Франция, первая треть XIX века.

Фрагмент гравюры «Сражение при Фридланде». Франция, первая треть XIX века.

Фото: Александр КАТЕРУША

Выставка уникальна, ведь этой темы музеи никогда раньше не касались. Подумать только – в Калининграде выставляют предметы, которые непосредственно связаны с событиями, происходившими на этой земле в 1807 году! Вот, например, мундир дивизионного генерала Этьена Шампиона де Нансути, участника сражения при Фридланде, которая предваряла встречу в Тильзите.

Скульптура «Да здравствует император!». Бронза. Франция, конец XIX века.

Скульптура «Да здравствует император!». Бронза. Франция, конец XIX века.

Фото: Александр КАТЕРУША

Генерал Франсуа-Северин Марсо-Дегравье. Бронза. Франция, вторая половина XIX века.

Генерал Франсуа-Северин Марсо-Дегравье. Бронза. Франция, вторая половина XIX века.

Фото: Александр КАТЕРУША

- Я восхищаюсь, когда смотрю на костюмы. Они великолепно сохранились, - говорит заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа Вячеслав Федоров. - Это натуральные материалы, великолепное шитье, которое было дорогим и делалось долго усилием многих и многих мастериц во Франции. Во все времена это останется образцом моды, прикладного искусства, золотого шитья.

Мундир дивизионного генерала Этьена Шампиона де Нансути, участника сражения при Фридланде.

Мундир дивизионного генерала Этьена Шампиона де Нансути, участника сражения при Фридланде.

Фото: Александр КАТЕРУША

В витринах представлены и удивительные головные уборы. Это кивера пехотинцев и гренадеров, шлем кавалергарда.

- Это сейчас армейские головные уборы вроде фуражек и пилоток мы воспринимаем как утилитарную вещь. Если посмотреть на эти кивера, на то, как они сделаны, становится ясно – перед нами произведения искусства. Было очень дорого и престижно для полков иметь собственные головные уборы. Форму уважали, ценили и боялись обесчестить, - поясняет Вячеслав Федоров.

Золотое шитье на генеральском мундире участника сражения при Фридланде.

Золотое шитье на генеральском мундире участника сражения при Фридланде.

Фото: Александр КАТЕРУША

Для выставки в Калининград привезли около 60 экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа: живопись, графика, скульптура, памятники прикладного искусства и нумизматики, мундиры русских и французских войск. Обратить внимание на выставке стоит и на скульптуры, которые встречают посетителей на входе. Слева – бюст Александра I. Великолепная работа французского скульптора Луи-Мари Гишара, выполненная в 1808 году. В мраморе император очень красив, даже смазлив. Недаром его с детства называли ангелочком.

Бюст Александра I работы французского скульптора Луи-Мари Гишара. 1808 год.

Бюст Александра I работы французского скульптора Луи-Мари Гишара. 1808 год.

Фото: Александр КАТЕРУША

Мраморный бюст Наполеона работы неизвестного автора.

Мраморный бюст Наполеона работы неизвестного автора.

Фото: Александр КАТЕРУША

- Это действительно лицо Александра I, портретное сходство. Лицо, ничего не выражающее, полуулыбающееся. Таким он и был. Как мог, скрывал себя, свои чувства и поступки. Нельзя сказать, что лживый. Но так он был воспитан Екатериной! В двуличности Екатерининского двора все это есть, - говорит Вячеслав Федоров.

Справа – мраморный бюст Наполеона работы неизвестного автора. В нем Бонапарта, признаться, узнаешь едва ли. Как говорят специалисты, эта скульптура – сплошная идеализация, так обычно изображались римские императоры. На самом деле у Наполеона было несколько другое лицо.

Кивер русского офицера 1812-1817 гг. и кивер рядового французского пехотинца 1812 г (на переднем плане).

Кивер русского офицера 1812-1817 гг. и кивер рядового французского пехотинца 1812 г (на переднем плане).

Фото: Александр КАТЕРУША

Кивер русского гренадера 1808 – 1812 гг. и каска кавалергарда. Россия, 1808 – 1827 гг. (на переднем плане).

Кивер русского гренадера 1808 – 1812 гг. и каска кавалергарда. Россия, 1808 – 1827 гг. (на переднем плане).

Фото: Александр КАТЕРУША

На выставке можно долго рассматривать великолепные образцы графики, карикатуры или картины маслом. Одна из таких – портрет Леонтия Беннигсена, генерала от кавалерии, прославившегося в качестве командующего русской армией в сражении при Прейсиш-Эйлау против Наполеона.

Музейный специалист по монтажу вешает портрет Леонтия Беннигсена, генерала от кавалерии, прославившегося в качестве командующего русской армией в сражении при Прейсиш-Эйлау против Наполеона.

Музейный специалист по монтажу вешает портрет Леонтия Беннигсена, генерала от кавалерии, прославившегося в качестве командующего русской армией в сражении при Прейсиш-Эйлау против Наполеона.

Фото: Александр КАТЕРУША

Открывшаяся выставка – мероприятие из разряда тех, после которых хочется взять книгу или залезть в интернет, чтобы побольше узнать о событиях 1807 года и Наполеоновских войнах.

- Нужно рассуждать о причинах и зарождениях первых предпосылок нашей войны с Наполеоном. Психологическая дуэль Александра I и Наполеона, это соревнование, этот взаимный обман, который был на встрече 1807 года в Тильзите, во многом определяет характер отношений до 1812 года и характер начала войны. В результате при всех своих рукопожатиях и поцелуях, императоры требовали друг от друга совершенно невыполнимых вещей, врали друг другу, как только могли. Отчасти этому и посвящена выставка в Калининграде, - говорит Вячеслав Федоров.

Сопровождает выставку, которая работает до 15 декабря, показ документального фильма Эрмитажа «Гвардия в годы правления Александра I. История Российской Императорской гвардии».

Фарфоровая тарелка с портретом королевы Луизы. Конец XIX – начало XX века.

Фарфоровая тарелка с портретом королевы Луизы. Конец XIX – начало XX века.

Фото: Александр КАТЕРУША