Премия Рунета-2020
Калининград
+18°
Boom metrics
Общество9 декабря 2019 9:12

О них не писали в газетах: Устроил немцам «второй Сталинград» и громил танки Моделя под Курском

Майор Бульба дошел до Кёнигсберга с тремя боевыми наградами, а с 1948 года перебрался жить в Калининград
9 августа 1943 года. Фото сделано после разгрома немцев в районе поселка Поныри. Во втором ряду третий справа – Андрей Бульба, четвертый – его командир, подполковник Кяргин.

9 августа 1943 года. Фото сделано после разгрома немцев в районе поселка Поныри. Во втором ряду третий справа – Андрей Бульба, четвертый – его командир, подполковник Кяргин.

Фото: из семейного архива

С 13 лет – на железной дороге

С самого начала Великой Отечественной войны руководство страны приняло решение об отправке на передовую коммунистов и комсомольцев в качестве политбойцов. В их задачу входило сплочение личного состава подразделений, кроме того, на плечи представителей партии ложилась и очень тяжелая обязанность – демонстрация мужества на собственном примере. Проще говоря, политбойцы должны были поднимать солдат в атаку, из-за чего они сами часто становились мишенью для немецких снайперов и пулеметчиков.

С попадавшими в плен политработниками гитлеровцы также не церемонились. Согласно так называемому «приказу о комиссарах», саботировать который осмеливались очень немногие немецкие командиры, члены компартии, как «носители сопротивления» не признавались военнопленными и подлежали немедленной ликвидации. Наш следующий герой – политрук Андрей Петрович Бульба.

Родился Андрей Петрович в 1903 году в селе Новоивановка Никопольской волости Екатеринославской губернии в семье кузнеца и батрачки. В 13-летнем возрасте, после окончания нескольких классов школы, Андрей устроился на работу в паровозное депо станции Никополь. В 1920 году он вступил в комсомол, в апреле 1925 года был принят в партию. Далее по партийной линии его сначала направили в Кривой Рог на должность инспектора по охране здоровья рабочей молодежи, потом он сменил несколько должностей в Москве, и в итоге снова оказался в паровозном депо...

Это фото Андрей Бульба 20 апреля 1945 года отправил из Кёнигсберга своему сыну Володе.

Это фото Андрей Бульба 20 апреля 1945 года отправил из Кёнигсберга своему сыну Володе.

Фото: из семейного архива

Второй Сталинград

К началу войны Андрей Бульба снова работал в Москве, но уже в политуправлении Наркомата путей сообщения СССР. Отсюда в июне 1941 года его направили на сухопутный факультет Военно-политической академии имени Ленина, по окончании которого в январе 1943 года наш герой оказался в районе села Волово Липецкой области, где он в должности заместителя начальника политотдела 307-й стрелковой дивизии принял участие в Воронежско-Касторненской наступательной операции.

Началась она 21 января, когда усиленный батальон 307-й стрелковой дивизии провел разведку боем в направлении поселка Волово на стыке вражеских 383-й и 82-й пехотных дивизий. Наступление на этом участке началось 26 января при поддержке 118-й танковой бригады. В организованный красноармейцами прорыв немедленно устремились резервы, состоящие из танков, мотострелкового и лыжного батальона дивизии. На упорно сопротивлявшегося врага, поддерживаемого с воздуха, обрушилась с флангов еще и 129-я танковая бригада полковника Петрушина. К 12 часам дня 27 января Волово было очищено от гитлеровцев. Захват этого поселка открыл путь на Касторное, в которое 307 стрелковая дивизия ворвалась уже 28-го января. Как раз в это время немцы, готовившие наступление на этом направлении, стягивали к железнодорожной станции эшелоны с солдатами и техникой. Самый ожесточенный бой завязался прямо на перроне и железнодорожных путях: часть составов, не успевших разгрузиться, подожгли артиллерией, а вражеские солдаты, по воспоминаниям командующего 13-й армией генерал-лейтенанта Николая Пухова, переполняли поезда, стреляя прямо из вагонов.

- Подступы и сама станция Касторное была усеяна трупами немцев, - вспоминал впоследствии один из ветеранов 307 стрелковой дивизии Федор Самочеляев. - Ее накрыли наши «Катюши» термитными снарядами. Трупы немцев обгорели настолько, что представляли собой обгорелые головешки. При прикосновении они рассыпались в золу.

За бои в районе поселков Волово и Касторное в феврале 43-го получил свою первую боевую награду, медаль «За отвагу», и старший политрук Бульба.

Кроме того, Бульба принял участие в уничтожении группировки противника 28-29 января в районе поселков Сергеевка, Куликовка и Дмитриевка.

- В этих боях истреблено около 1500 немецких солдат и офицеров, взято в плен около 600 немецких оккупантов, уничтожено до 300 автомашин и большое количество транспорта, - отмечает руководитель Андрея Петровича начальник политотдела 307 стрелковой дивизии подполковник Воробьев. - На протяжении всего времени боев товарищ Бульба появлялся в наиболее напряженных местах и своим личным примером мужества и отваги воодушевлял бойцов на беспощадное истребление немецких оккупантов.

В итоге, к 29 января 383-я и 82-я пехотные дивизии немцев перестали существовать: согласно сводкам, было убито свыше 9 тысяч и пленено около 5 тысяч солдат и офицеров противника. Корреспондент газеты «Красная звезда» Илья Эренбург, вступивший в Касторное вместе с 307-й стрелковой дивизией, даже назвал этот населенный пункт вторым Сталинградом.

Разгром Моделя под Курском

В июле 1943-го года майор Бульба был награжден орденом Красной звезды за «сколачивание боеспособных подразделений» и работу с солдатами и офицерами по «ликвидации танкобоязни». Дело в том, что в начале июля 307 стрелковая дивизия участвовала в боях против 9-й полевой армии генерал-полковника Моделя, намеревавшейся ударить в направлении поселка Ольховатка Курской области бронированным кулаком из 500 танков. Дивизия майора Бульбы занимала позицию в районе поселка Поныри, против которой было брошено до 170 танков и пехота 86-й и 292-й дивизий. 6-го июля было отбито три атаки немцев, 7-го - еще пять, и рубеж не был сдан. Противнику не удалось прорваться ни 8-го, ни 9-го июля, несмотря на брошенные на Поныри танковые резервы и САУ «Фердинанд» (эти самоходки впервые за войну были применены немцами именно здесь). Провал под Понырями оказал на немцев сильное психологическое воздействие, и уже 15-го июля на этом направлении началось наступление Красной армии. Только за 5 дней непрерывных боев 307-я дивизия отразила 32 массированные атаки танков и пехоты противника, а враг потерял более 220 танков и 11 тысяч солдат и офицеров убитыми и ранеными. Заслуга майора Бульбы была в том, что он поддерживал высокий боевой дух бойцов и командиров «в самые напряженные моменты сражения», мобилизуя их «на решительный отпор врагу». К слову, наградной лист офицеру подписал полковник Алексей Кяргин, с которым он впоследствии дошел до Кёнигсберга.

В сентябре 1944 года после взятия крепости Осовец (при штурме немцы применили против советских войск отравляющие газы) майора Бульбу награждают в третий раз - орденом Отечественной войны 2-й степени.

8 апреля 1945 года. Красноармеец Гришко устанавливает красный флаг на крыше одного из домов 34-го квартала Кёнигсберга, занятого 1023-м полком 307-й стрелковой дивизии.

8 апреля 1945 года. Красноармеец Гришко устанавливает красный флаг на крыше одного из домов 34-го квартала Кёнигсберга, занятого 1023-м полком 307-й стрелковой дивизии.

Фото: из семейного архива

Штурм Кёнигсберга

На территории сегодняшней Калининградской области 307 стрелковая дивизия оказалась лишь в начале марта 1945 года, а в апреле она в составе 50-й армии принимала активное участие в штурме Кёнигсберга, наступая на город с севера. В частности, известно, что в наступление стрелки перешли еще до начала общего штурма города. 5 апреля они форсировали противотанковый ров в 300 метрах восточнее форта № 5 и оборудовали два колейных моста для переправы бронетехники.

Бои 307 стрелковая дивизия вела в районах Трагхайм (городские кварталы в районе сегодняшней улицы Черняховского – Ред.), Кведнау (Северная гора – Ред.), а также в жилых массивах вдоль пруда Обертайх (Верхнее озеро – Ред.).

В фотоархиве Андрея Бульбы сохранилось несколько уникальных фотографий момента штурма Кёнигсберга. По ним же можно отследить и перемещения майора. В частности, известно, что 8 апреля он был рядом со штабом командующего дивизией генерал-майора Далматова на северо-западной окраине Кёнигсберга.

9 апреля 1945 – передышка после боя, во время которой старший сержант Никулин из подразделения капитана Аввакумова (307-я стрелковая дивизия) доводит до бойцов сводку Совинформбюро за 8 апреля 1945 года.

9 апреля 1945 – передышка после боя, во время которой старший сержант Никулин из подразделения капитана Аввакумова (307-я стрелковая дивизия) доводит до бойцов сводку Совинформбюро за 8 апреля 1945 года.

Фото: из семейного архива

День Победы майор также праздновал в Кёнигсберге, выступая на митинге перед солдатами своей дивизии.

После войны, в августе 1948 года, Андрей Петрович вернулся в наш город. Тут он сменил несколько партийных должностей, в частности, успел поработать в морском торговом порту, а с августа 1964 по ноябрь 1978 года он был директором парка культуры и отдыха имени Гагарина в Балтрайоне. С ноября 78-го года по состоянию здоровья Бульба занимался только общественной работой.