2019-12-12T08:57:49+03:00

Лишь бы «газелистов» за руль не посадили: к чему приведет передача скорой помощи на аутсорс

Эксперты рассуждают о плюсах и минусах привлечения частника в сферу медицинских услуг Самары на бюджетные деньги
Поделиться:
Комментарии: comments2
Парк скорой помощи нужно регулярно обновлять. Главный вопрос - кто этим займется - частник или государствоПарк скорой помощи нужно регулярно обновлять. Главный вопрос - кто этим займется - частник или государствоФото: Андрей ЦЫГАНОВ
Изменить размер текста:

«Водители помогают спасать людей»

Сотрудники Самарской городской станции скорой помощи не на шутку обеспокоены возможным переводом транспортного обслуживания на аутсорсинг. По сути эти услуги хотят передать на откуп частному бизнесу, с которым руководство скорой заключит госконтракт. Врачи и водители написали открытое письмо в адрес руководства страны и региона.

- Мы призываем отказаться от планов коммерциализации службы скорой помощи. Движение в этом направлении угрожает надежности организации экстренной медицинской помощи жителям города. Руководством взят курс на отказ учреждения от собственного автопарка для линейных бригад скорой помощи и отказ от собственного штата опытных водителей. Мы решительно возражаем против такой реформы, - заявляют медики.

Медики в письме отмечают, что на «скорой» работают не простые водители - их опыт, умение ориентироваться в переполненном транспортом городе, парковаться, искать объездные пути играют важную роль в спасении людей. Кроме того, они опасаются, что в отличие от штатных водителей скорых, которые всегда готовы прийти на помощь врачу и фельдшеру (это прописано в их должностной инструкции), водители частных структур будут обязаны предоставлять только транспортные услуги.

- Формы организации службы скорой медицинской помощи не могут определяться исключительно задачами экономической целесообразности. Ведь здесь речь идет об одном из ключевых элементов системы общественной безопасности РФ! – считают врачи.

«Автопарк изношен на 50%»

"КП-Самара" обратилась за разъяснениями к главному врачу Самарской станции скорой медицинской помощи Вячеславу Малахову. Он подтвердил, что вопрос перехода на аутсорсинг действительно прорабатывается, но заявил, что делается это с целью переоснащения парка транспорта и медооборудования, то есть для улучшения экстренной медицинской помощи жителям города.

- Аутсорсинг позволяет одномоментно оснастить учреждение скорой медицинской помощи новыми автомобилями и новым медицинским оборудованием. Также позволяет организовать четкий контроль за расходом ГСМ. Проект направлен, прежде всего, на кардинальное улучшение ситуации с оказанием скорой медицинской помощи жителям. Поймите, нам нужны новые машины. Сейчас автопарк у нас изношен на 50%. А частник придет со своим новым, хорошо оснащенным транспортом, - прокомментировал Вячеслав Малахов. Но ответить на вопрос, что будет с существующим парком автомобилей, приобретенных на бюджетные средства, главврач затруднился – сначала заявил, что никто их частнику не отдаст, потом - что передадут, но частично.

От профессионализма водителя скорой помощи нередко зависит жизнь человека Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

От профессионализма водителя скорой помощи нередко зависит жизнь человекаФото: Светлана МАКОВЕЕВА

А вот водители, как уверяет руководство скорой, пострадать не должны – их обещают попросту перевести в штат компании, которая выиграет торги на аутсорсинг.

- Все водители, желающие трудоустроиться, будут трудоустроены. Администрация станции будет взаимодействовать с организацией по вопросам сохранения существующего в учреждении уровня зарплаты, со всеми доплатами. В техническом задании отражена организация работы водителей строго по КЗОТу, - говорит Вячеслав Малахов. - Оформлять ИП не планируется. Большинство водителей готовы работать в новых условиях, на новых автомобилях. Особенности работы будем объяснять совместно с будущим исполнителем, когда это будет разрешено по закону, по процедуре.

А как сэкономить?

Пока публично на проблему отреагировал только депутат Госдумы Александр Хинштейн, пообещав разобраться в ситуации. Но эксперты уже говорят о том, что к передаче транспортного обеспечения «Скорой» частникам нужно подходить с осторожностью. Как минимум – хорошо просчитать возможный экономический эффект, ведь, как утверждают авторы открытого письма, в Уфе аналогичный опыт никакой выгоды не принес. Управляющий директор Представителя АО «ФИНАМ» в Самаре Антон Ларионов отмечает: госпредприятиям выгодно передавать часть своих функций коммерсантам либо когда бизнес обладает узкой специализацией и бОльшим опытом в данной отрасли, либо когда существенно снижаются затраты.

- Расходы на автопарк глобально складываются из заработной платы, затрат на топливо и содержания автопарка. Затраты на зарплату снизить «в лоб» проблематично в принципе – все организации, независимо от формы собственности, платят зарплатные налоги и взносы одинаково. С экономической точки зрения снижение издержек возможно при изменении бизнес-модели - например, при выносе на аутсорсинг каждого водителя, или путем «уберизации» бизнеса, то есть использования цифровой платформы и мобильных приложений. И не всегда частный бизнес опережает госсектор в части инноваций и технологического лидерства, - говорит эксперт. - Затраты на топливо можно снизить за счет выхода из строгих рамок госзакупок, в которых вынуждены работать бюджетные организации. Частник более свободен в выборе поставщиков, и теоретически может найти оптимальное соотношение цена-качество. Затраты на содержание автопарка можно снизить за счет его масштаба – например, если у частника уже есть автопарк на сотни машин, своя ремонтная служба, то еще несколько десятков авто он может принять на обслуживание без особых дополнительных затрат. Но это теория. Насколько она применима к службе скорой помощи, я судить не возьмусь, так как это очень специфическая отрасль.

«Меняем аутсорс на свои авто»

Интересно, что бюджет выделяет немалые суммы на закупку автомобилей «Скорой помощи» - только в 2020 году на эти цели облказна потратит более 200 миллионов рублей, несколько десятков машин купили в 2019 году. Но их все равно не хватает

- У нас в области более 600 машин скорой, по правилам их износ не должен превышать пять лет, но по факту многие работают по 7-10 лет и более, - говорит председатель комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике Самарской губдумы Марина Сидухина. – Самое главное, чтобы при передаче на аутсорсинг не пострадало качество медицинской помощи, и мы будем за этим очень тщательно следить. В частности, для этого в договорах с компанией-подрядчиком должны быть прописаны четкие должностные инструкции водителя и его обязанности максимально оказывать содействие и помощь врачам.

От грамотной координации действий врачебных бригад зависит многое Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

От грамотной координации действий врачебных бригад зависит многоеФото: Светлана МАКОВЕЕВА

Кстати, опыт привлечения частника к перевозке врачей и пациентов скорой помощи в Самарской области уже имеется – например, в ГБУЗ «Самарская областная станция скорой медицинской помощи», обслуживающей Новокуйбышевск, Чапаевск, Безенчукский и Красноармейский районы. С частником здесь работали несколько лет, однако с 2020 года от аутсорсинга откажутся. Главврач Гурбансахат Оразов рассказал, что уже с 2020 года его служба полностью переходит на собственные авто.

- Услугами аутсорсинга мы пользовались несколько лет. Это было связано с нехваткой автомобилей, у нас работало 16 собственных машин и 10 – на аутсорсе, - рассказал он. - Но со следующего года нам поступят новые машины, и мы не будем перезаключать контракт с частником. Но жителям Самары я советую не переживать, что передача транспорта в ведение частника скажется на качестве услуг – машины приедут вовремя!

Случайных людей быть не должно

А вот руководитель регионального исполкома ОНФ в Самарской области Владимир Марин предлагает альтернативное решение вопроса износа автопарка и нехватки врачебных бригад.

- На мой взгляд, наиболее разумное решение здесь не в том, чтобы передавать имеющиеся машины, купленные на бюджетные деньги, в руки коммерсанта, который посадит за руль вчерашних газелистов-маршрутчиков. Если за рулем машины скорой помощи окажется частник, который будет заинтересован не в жизни и здоровье человека, которого он везет, а только в том, чтобы получить прибыль, это будет катастрофа, - говорит Владимир Марин. - Такие водители действительно могут и отказаться помогать фельдшерам и врачам. Гораздо более удачным мне кажется вариант заключения контрактов с частными службами скорой помощи на обслуживание отдельных участков и территорий по ОМС. Таким образом, будет решаться проблема не только автопарка, но и нехватки самих бригад – врачей и фельдшеров. В результате снизится общая нагрузка на государственные станции скорой помощи. Если же речь пойдет о простом передаче автопарка скорой на аутсорсинг, то мы со стороны ОНФ будем очень тщательно за этим процессом следить – случайные люди в системе здравоохранения работать не должны!

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также