Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Спорт30 июня 2020 6:10

Анатолий Карпов: В шахматах никогда не было расизма

Многократный чемпион мира прокомментировал скандал вокруг правила "белые ходят первыми"
Неожиданно возникший скандал мы попросили прокомментировать многократного чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова

Неожиданно возникший скандал мы попросили прокомментировать многократного чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Шахматы обвинили в расизме. Неожиданно возникший скандал мы попросили прокомментировать многократного чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова.

- Анатолий Евгеньевич, Сиднейская радиостанция Австралийской радиовещательной корпорации (ABC) назвала шахматы расистским видом спорта, так как по правилам первыми всегда ходят белые. Глупость, конечно, но такой посыл после погромов в Америке вызвал большой резонанс в мире. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Каждый дурак сегодня хочет выделиться чем-то. Видимо, время наступило такое, когда можно всякой глупостью отличаться, но, если по-серьезному говорить, то вообще шахматы, наверное, один из немногих видов деятельности, где не было никакого расизма. И девиз «Мы все одна семья» был принят еще при создании Международной шахматной федерации (ФИДЕ). Это произошло в 1924 году во время проведения Олимпийских игр в Париже, и с тех пор этот демократичный и жизненный девиз никогда никем под сомнение не ставился.

- Но сейчас уже появились спекуляции на этот счет. К примеру, задаются вопросом: а почему в мире так мало темнокожих шахматистов?

- Потому что для того, чтобы создать систему соревнований, систему обучения шахматам, требуются ресурсы, а, скажем, африканские страны получили независимость только в 60-е годы. Да и уровень общеобразовательной системы там был недостаточным, чтобы создать целую отрасль. Но сейчас шахматы там успешно развиваются – это Ангола, ЮАР. Показательна история Фионы Мутези из Уганды, которая, не умея ни читать, ни писать, сумела достичь шахматных высот исключительно благодаря своему природному таланту.

- Вы объездили весь мир и, наверное, играли в шахматы и в африканских странах?

- Я был в Южной Африке. Там я возглавлял комитет в поддержку свободных выборов, когда победил Нельсон Мандела. Это больше относится даже не к шахматам, а к деятельности возглавляемого мной Фонда мира: мы поддерживали Манделу, его движение. Тогда я лично с ним познакомился, и у нас возникли очень хорошие отношения… Кстати, единственное проявление расизма в шахматах было в ЮАР и Южной Родезии, где в 70-е годы шахматные клубы были организованы по расовому принципу. Существовали шахматные клубы для белых и шахматные клубы для темнокожих. В 1977 году по этой причине было приостановлено членство шахматных федераций ЮАР и Южной Родезии в ФИДЕ. А ко времени моей первой поездки в ЮАР шахматные клубы создавались уже без всякой сегрегации. Шахматисты африканских стран постоянно участвуют во Всемирных шахматных олимпиадах. Только неграмотные люди могут пытаться привнести в шахматы вопросы расовой дискриминации.

- Первый темнокожий гроссмейстер по имени Морис Эшли появился в США. Вы с ним играли?

- Нет, не играл, он не дотягивал до моего уровня, но я его достаточно хорошо знаю. Это серьезный шахматист, преподает в Гарварде. Весьма уважаемый и известный человек в США и во всем мире.

- Анатолий Евгеньевич, вернемся к нашим шахматам. Что с прерванным турниром претендентов в Екатеринбурге, где он состоится?

- Я вообще не понимаю, откуда эти идеи возникают? Екатеринбург блестяще провел первую половину турнира, хотя коронавирус уже надвигался, но мы были одно время единственным соревнованием в мире, которое на таком уровне проводилось. Мы работали в непосредственном контакте с Роспотребнадзором, с медиками, и никто не заболел – ни зрители, ни сами шахматисты. Просто, когда уже последовали решения правительства о запрете авиасообщения между Россией и другими странами, мы не имели возможности продолжать соревнование. Но никаких нареканий не было, в том числе и у участников. Екатеринбург готов возобновить свои функции по проведению турнира претендентов, подготовлены замечательные награды из драгоценных металлов для победителей.

- Турнир продолжится со второй половины?

- Конечно. А как еще? Сыграно семь туров из четырнадцати. В чрезвычайных условиях прерванное соревнование – конечно, оно должно быть продолжено. И, уверен, пройдет до завершения на высочайшем уровне.

- Анатолий Евгеньевич, когда только начиналась пандемия, вы говорили, что шахматы по интернету – это чуть ли не другой вид спорта.

- Абсолютно точно - да.

- А потом нынешний чемпион мира Магнус Карлсен там свой онлайн-турнир провел. Причем, хорошие шахматисты играли. Там были хорошие партии? Или наблюдать было неинтересно?

- Мы сейчас не говорим о качестве, которое было, может быть, и хорошее. В условиях пандемии мы не можем проводить очные соревнования и очень страдаем от этого. Поэтому единственной формой международных контактов остаются онлайн-турниры. Но при этом масса вопросов возникает. Ведь даже если размещены камеры, которые следят за тем, чтобы не было подсказок, человек во время партии может выйти в туалет, а в туалете камеры разместить невозможно. Кроме того, я сам столкнулся с проблемами связи, из-за которых потерял турнирные очки. Передача данных по Интернету при перегруженных сетях может занимать несколько секунд или вообще подвисать. И вот у меня случились две партии, в которых я уже поставил сопернику мат и вдруг, когда сигнал доходит до моего компьютера, ход возвращается назад и мне ставится поражение за просроченное время. Это вообще привет! Конечно, если проводить онлайн-соревнования, то нужно в первую очередь предусмотреть эти абсолютно абсурдные ситуации. Как говорится, если у меня на компьютере стоит мат, то он должен быть старше времени передачи сигнала.

- Как Вы думаете, когда возобновятся очные турниры?

- Одно могу сказать: чем быстрее, тем лучше. Если онлайн-турнирами заменить реальные шахматы, то это будет беда для шахмат.

- Да, это то же самое, что легкоатлету по квартире бегать.

- Да-да, конечно. Хотя я где-то видел, что проводят онлайн-турниры даже по художественной гимнастике. Люди не хотят терять контакты, поэтому какую-то замену ищут. Но как только откроется мир для передвижений, все люди будут в восторге от возобновления нормальных контактов.

- Вы, наверное, дали тысячи сеансов одновременной игры. А во время пандемии давали онлайн-сеансы?

- Тысячи вряд ли, но сотни точно. Нет, онлайн-сеансы я не провожу и вообще не участвую в онлайн-турнирах. Единственный раз я сыграл несколько партий, когда мы вместе с Французской федерацией шахмат проводили благотворительный турнир в поддержку жертв коронавируса.