Общество

Велодорожке «От косы до косы» помешал древний могильник

Корреспондент «Комсомолки» проверил, как идет строительство объекта, анонсированное пять лет назад
Первоначально открыть дорожку хотели к мундиалю, но теперь срок окончания первой очереди - 2021 год.

Первоначально открыть дорожку хотели к мундиалю, но теперь срок окончания первой очереди - 2021 год.

Фото: Иван МАРКОВ

«Построим до ЧМ-2018»

В начале августа 2015 года губернатор Калининградской области Николай Цуканов анонсировал грандиозный проект - 150-километровую велосипедную дорожку, соединяющую через все побережье Земландского полуострова Куршскую и Балтийскую косы. Региональные власти обещали, что проект будет реализован к лету 2018 года, и на первую очередь (от Куршской косы до Приморья) планировалось потратить 403,7 миллиона рублей.

- Задача перед нами стоит понятная: завершить весь проект к 2018 году, когда Калининград примет матчи чемпионата мира по футболу, - сказал тогда Николай Цуканов.

После его торжественных слов дорожники вдохновенно взялись за работу, и уже в марте 2016 года первый участок велосипедной трассы был готов. Проходил он в районе игорной зоны, но начинался в поле недалеко от поселка Куликово и заканчивался в таком же поле в районе Заостровья. Власти сообщали, что построен был участок протяженностью в 3,2 километра, однако на сегодняшний день длина того участка не превышает 1,3 километра (замер на местности произведен корреспондентом «Комсомолки»).

Так выглядит участок велодорожки в районе игорной зоны

Так выглядит участок велодорожки в районе игорной зоны

Фото: Иван МАРКОВ

Тогда же директор областного Управления дорожного хозяйства Геннадий Лейбович анонсировал и несколько участков велодорожки, на которых будут применены новые технологии. По его словам, на двух участках в Зеленоградске (600 метров вдоль железной дороги и 50 метров на выезде из города) дорожники собирались применить фибробетон (особо прочный вид бетона, армированный фиброволокном). В итоге, в том же 2016 году в Зеленоградске, согласно отчету муниципальных властей, было построено 1150 метров велодорожки на променаде от кафе «Нептун» до конца улицы Гагарина.

Участок, построенный первым, уже начал разрушаться.

Участок, построенный первым, уже начал разрушаться.

Фото: Иван МАРКОВ

До ЧМ-2018 проект, конечно, до ума так и не довели. Работу возобновили только в ноябре 2019 года, а власти сообщили, что финансирование идет уже из другого источника. По словам чиновников регионального правительства, Калининградская область стала участником проекта «CBCycle: Трансграничные веломаршруты для продвижения и устойчивого использования культурного наследия», и по новым расчетам первая его очередь протяженностью 33,94 километра стала стоить 356,2 млн рублей.

Возмущение жителей

Однако, как сообщил «Комсомолке» один из проектировщиков велодорожки, архитектор Антон Глушков, это связано с тем, что корректировок было внесено в 7 раз больше, чем планировалось. Но и это не конец. Если судить по тому, как строится велодорожка на участке Лесное-Отрадное-Светлогорск, то корректировки там еще будут.

Например, в Лесном строители натолкнулись на противодействие жителей. В конце июня представители компании «Мосинжениринг», работающей на субподряде у компании ДСП (она выиграла конкурс на строительство), сделали разметку деревянными кольями, но уже на следующий день разъяренные жители снесли разметку и потребовали встречи с администрацией. Жителям не понравилось, что велодорожка вторгается в их частное пространство.

Прибывшие на место чиновники и представители подрядчика объяснили, что проект прошел экспертизу, и на другую сторону дороги велодорожку перекинуть нельзя, а претензий у жителей быть не может, так как они пригородили себе землю. Народ в свою очередь ответил, что при строительстве дорожки они лишаются автобусной остановки, им засыпают дренажные канавы, вырубают деревья и живые изгороди, посаженные еще немцами. В ходе горячего спора жители потребовали внести новые корректировки в проект, но строители и проектировщики отказались пойти им навстречу. Тогда жители Лесного пообещали направить ходоков к губернатору.

Вторая проблема появилась между поселками Отрадное и Лесное, где велотрассу пришлось прокладывать прямо под окнами туберкулезного диспансера. Правда, по словам Антона Глушкова, это не является проблемой, так как у диспансера не установлены границы, и дорожка проходит по муниципальной земле. А забор диспансера будет перенесен.

Разметка для велодорожки у туберкулезного диспансера.

Разметка для велодорожки у туберкулезного диспансера.

Фото: Иван МАРКОВ

Что же касается отрезка дорожки в самом Отрадном, то там случились трудности с памятником археологии, курганным могильником, расположенным в центре парка. По словам представителей подрядчика, могильника не было в проекте, и сейчас решением проблемы занимается светлогорская администрация совместно со службой охраны объектов культурного наследия. Пока же велодорожка подведена к могильнику с двух сторон, и работы на этом участке приостановлены.

Несмотря на то, что в Светлогорске и Отрадном большая часть велодорожки уже построена, до железнодорожного переезда у санатория «Янтарный берег» она часто перескакивает с одной стороны дороги на другую, что вряд ли будет удобно велосипедистам.

- У нас там выбора не было. В Отрадном огромные деревья, которые либо нужно было пускать под нож, либо переносить тротуар к дороге, а за деревьями прокладывать велодорожку. На некоторых участках широкий промежуток за деревьями есть, а с другой его нет, поэтому мы и переводили дорожку на другую сторону, - поясняет Глушков.

Обрывки велосипедного пути

После железнодорожного переезда след велодорожки теряется, и начинается новый отрезок лишь на улице Ольховой. Около километра он идет до лагеря «Огонек» и вновь обрывается, упираясь в бетонку. В Пионерском найти продолжение трассы оказалось сложно. Начинается она на выезде из центра Пионерского, в районе перекрестка улиц Комсомольской и Пионерской, длится 1200 метров и вновь обрывается в Заостровье. В самом поселке ехать приходится снова по бетонке, а за его пределами начинается тот самый отрезок, который был построен еще при Николае Цуканове. Местами он уже порос травой, а на некоторых участках даже уполз на обочину. Тут строителям явно придется снова потрудиться. Причем работы - непочатый край.

В Светлогорске и Отрадном дорожка скачет с одной стороны дороги на другую. Не очень удобно для велосипедистов.

В Светлогорске и Отрадном дорожка скачет с одной стороны дороги на другую. Не очень удобно для велосипедистов.

Фото: Иван МАРКОВ

Пока готовился этот материал, на сайте правительства России появилась свежая информация о второй очереди велодорожки. Длина объекта должна составить 68,4 километра, а общий объем капитальных вложений оценивается в 763 миллиона рублей. Планируется, что эти средства будут освоены в 2021-2023 годах. При этом, первую очередь велодорожки - от Куршской косы до Приморья - подрядчик планирует завершить в июне 2021 года.

ТТХ

Первая очередь велодорожки:

Откуда и докуда: от КПП Куршской косы до поселка Приморье;

Общая протяженность: 33,94 километра

Стоимость - 356,2 млн рублей.

Вторая очередь велодорожки :

Откуда и докуда: от Приморья до Балтийска (через Янтарный);

Общая протяженность: 68,4 километра;

Стоимость - 763 млн рублей.