Несмотря на пандемию и ее экономические последствия, автопарк Калининградской области продолжает расти. По официальным данным ГИБДД, в 2020 году число зарегистрированных в регионе легковых автомобилей достигло 419 702 единиц - на 4929 больше, чем было в 2019-м. Цифра для нашей маленькой области вроде бы неплохая, но на деле все не так просто.Раскупили под ноль!В 2020 году продажи новых автомобилей в России сократились до 1 598 825 штук, но падение происходило неравномерно. Если не брать Москву и Санкт-Петербург (там показатели снизились на 17% и 10%), то сильнее всего рынок просел как раз в нашем Северо-Западном федеральном округе (-9%).Продажи, как нетрудно догадаться, обвалились из-за весеннего карантина. Как только власти сняли жесткие ограничения, калининградцы дружно потянулись в автосалоны. Пик спроса пришелся на июнь. Уже в августе запасы дилерских центров в Калининграде иссякли и в наличии остались считанные единицы непроданных автомобилей. Желающим пришлось оставлять предоплату и оформлять заказ. Дефицит, к слову, сохраняется и сегодня: поставку некоторых моделей придется ждать до четырех месяцев.По словам дилеров, перекоса в сторону дешевых комплектаций не произошло - покупая новую машину (возможно, на все сбережения) калининградцы, похоже, решили получить от жизни все. На этом фоне неудивительно, что средневзвешенная цена автомобиля массового сегмента в стране выросла на 4% и достигла 1,33 млн рублей.При общем падении рынка некоторые бренды сумели реализовать даже больше, чем в 2019-м.- По итогам продаж в 2020 году, рынок показал падение на 9% по сравнению с 2019 годом, при этом бренд ŠKODA - один из немногих, кто показал рост продаж на 7% и реализовал почти 100 тысяч автомобилей,- говорит руководитель отдела продаж компании «ОТТО КАР», официального дилера ŠKODA в Калининграде, Александр Тихомиров. - Мы понимаем, что на рынок в 2021 году будут влиять две вещи: рост цен и уровень доходов населения. Поскольку, скорее всего перспектив для роста доходов населения нет, значит определяющим фактором наряду с повышением цен станет возможная поддержка спроса правительством через льготные программы кредитования.По прогнозам ŠKODA Avto, с выходом на российский рынок новой OCTAVIA, рост продаж новых автомобилей чешской марки в этом году должен составить порядка 20%. Познакомиться с новинкой поближе калининградцы смогут во время Дней открытых дверей, которые пройдут с 13 февраля по 14 марта. Запись как на индивидуальный, так и на семейный тест-драйвы уже открыта. Кроме того, гостям дилерского центра проведут индивидуальную консультацию, предложат ароматный кофе, моментальное фото и памятные аксессуары от ŠKODA. Мероприятие пройдет с соблюдением всех необходимых профилактических мер.Пересаживаемся на премимумЕсли продажи новых машин в годовом выражении снизились, то автомобилей с пробегом, напротив, купили больше, чем в 2019-м. Увы, наша область на этом поприще свои позиции сильно сдала. По оценкам экспертов, калининградский авторынок по сравнению с тучными девяностыми и началом нулевых сжался в 5-6 раз. По объему продаж автомобилей б/у в 2020 году мы уже не попали в топ-30 регионов. Список замкнул Хабаровский край с показателем 61,5 тыс. реализованных машин, хотя, справедливости ради, население там тоже больше, чем у нас (1,3 миллиона человек).Повышенный спрос привел к тому, что в цене подержанные авто в 2020-м тоже росли быстрее, чем новые.- Самый большой рост цен на «вторичке» был на «свежие автомобили», в возрасте от 3 до 5 лет. А вот более возрастные машины (10, 15, 20 лет) показали прирост всего около 5%, - отмечает директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков. - Есть и один интересный момент: на вторичном рынке за цену в 1,5 млн рублей было вполне реально найти хорошие автомобили. И поэтому люди зачастую вместо нового выбирали премиальный с пробегом (в возрасте 3-7 лет) и оставались довольны.Эти наблюдения полностью подтверждает статистика сервиса «Авито Авто». В Калининградской области продажи подержанных автомобилей премиум-сегмента выросли на 14,4%, в то время, как на вторичном авторынке региона в целом – на 6,7%.Еще один калининградский тренд - растущая доля подержанных китайских машин. Только за четвертый квартал спрос на модели из Поднебесной у нас вырос на 0,08%. Повышается и интерес к б/у электромобилям, которые приобретали на 216,7% чаще, чем в 2019 году. Самым популярным стал Nissan Leaf, за которым расположились Tesla Model X и Nissan NV200.Выбора нет?Вопреки статистике, которая указывает на растущий спрос, а, значит, и достойное предложение, найти подержанное авто в хорошем состоянии за адекватные деньги в нашей области стало крайне непростой задачей. Закрытие границ привело к тому, что пополнение рынка автомобилями из «большой России» практически остановилось.О том, как дела обстоят сегодня, нам рассказал калининградец Николай (свое настоящее имя он попросил не раскрывать), который уже больше 15 лет занимается подбором и перегоном машин из-за пределов региона.- Можете мне поверить: «живых» автомобилей за нормальные деньги в области просто нет! Остался один хлам, - говорит Николай. - Перегонять сейчас машину - огромный риск, потому что ты можешь остаться с ней перед закрытым шлагбаумом на границе и все издержки будут за твой счет.По словам Николая, совсем бизнес перегонщиков все же не умер - опытные дельцы умудряются привезти автомобили из Санкт-Петербурга и Москвы, но, конечно, не в таких количествах, как до пандемии.- Цены на рынке действительно сильно выросли, но даже после того, как вы оплатите услуги перегонщика, выгода будет минимум в 50 тысяч рублей по сравнению с тем, сколько такой же автомобиль стоит в Калининграде, - уверяет наш собеседник.Перегон машины в область сейчас стоит в среднем 30 тысяч рублей плюс расходы на поезд/самолет, проживание, топливо и страховку («зеленую карту»). Но это только в случае, если заказчик сам находит в интернете автомобиль и договаривается с продавцом, после чего останется только забрать машину и приехать на ней в Калининград. Если необходимо проверить авто на месте, цена вырастет еще на 3-4 тысячи. За то, чтобы сначала найти вам нужный автомобиль, проверив ее потом юридически и технически, придется дополнительно раскошелиться на 15 тысяч рублей.- Мне обычно заказывают самые распространенные модели, - рассказывает Николай. - У девушек в последнее время стала очень популярна Opel Corsa, которая стоит в среднем 230 тысяч рублей. Как видите, недорого, но, опять же, найти за эти деньги такую машину в хорошем состоянии в Калининграде практически невозможно.Что дальшеЕще в ноябре российское правительство подготовило документ об увеличении утилизационного сбора на 25%. Как пояснили порталу Autonews.ru в Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), у разных брендов из-за этого пройдет повышение цен на 1,5%-5%. Прибавку наверняка включат в плановое изменение прайса, которое у многих и так запланировано на март–апрель.- Возможно, в 2021 году мы недосчитаемся ряда импортных моделей, - считают в РОАД.КСТАТИПо данным «Авито Авто», в популярном сегменте кроссоверов и внедорожников средний ценник на вторичном рынке Калининградской области за год увеличился на 7,9%. Сильнее всего подрожали две модели Toyota - RAV4 (+13,9%; средняя стоимость - 900 000 рублей) и Land Cruiser (+10,6%; 2 030 000 рублей). Меньше других изменилась цена на KIA Sportage (+0,2%; 850 000 рублей).