Общество8 июня 2021 17:45

Юбилей Калининградской области, год 1983-й: новая высота Нижнего пруда

38 лет назад наконец началась реконструкция окрестностей водоема
Новая парковая зона сразу стала любимым местом прогулок для многих калининградцев.

Новая парковая зона сразу стала любимым местом прогулок для многих калининградцев.

Фото: Архив автора

Сегодня кажется, что там всегда было так, как сейчас. В действительности же почти сорок лет этот район в центре Калининграда пребывал в запущенном состоянии. И еще в начале 80-х окрестности Нижнего пруда выглядели совсем иначе, нежели сегодня: донельзя запущенный водоем, захламленные заросшие берега…

Но, постепенно благоустраивая город, власти добрались однажды и до этого уголка. Был разработан проект реконструкции, выделены средства – и закипела работа.

И вот уже обустроены новые набережные, очищен пруд, а через него переброшен первый пешеходный мост. Что стало, пожалуй, главным событием для тех, кто наблюдал за ходом масштабной реконструкции. Ведь это сегодня там можно курсировать туда-сюда, быстро добираясь куда нужно. А до лета 1983 года на протяжении десятилетий здешнюю водную преграду приходилось обходить, накручивая утомительные крюки.

Первая переправа через Нижний пруд была сдана в эксплуатацию в июне 1983-го. Связав микрорайоны, прилегающие к улицам Сергеева и Клинической, она сразу же облегчила жизнь пешеходам, сократив путь аж на пару километров. Впрочем, по новому мосту и просто прогуляться было приятно, с него открывались красивые, недоступные ранее виды.

В общем, горожане гуляли, выражая благодарность строителям. А те в свою очередь уже завершали укладку пролетов второго моста, который свяжет прямым пешеходным путем Клиническую с Пролетарской.

При беглом взгляде на сделанные в 80-х фотографии окрестностей Нижнего пруда может показаться, что там с тех пор мало что изменилось. Но, приглядевшись (как в популярной рубрике на внимательность из тех же времен «Найдите десять отличий»), понимаешь: за минувшие годы тут на самом деле произошло много перемен…

Спасибо тем, кто в 80-х район Нижнего пруда превратил в парковую зону. Ведь здесь уже тогда могли все застроить (что мало-помалу делается в последние годы). Однако в ту пору у нас еще всерьез относились к тому, что Калининград славен как город-сад, и старались поддерживать эту «марку».

Кстати, именно на эту тему был большой агитационный щит, висевший в 80-х на доме № 2 по улице Сергеева (былом немецком «Парк-отеле»). Конкретно он гласил следующее: «Калининградцы! Берегите и приумножайте зеленое богатство своего родного города!» Дом стоит и поныне. А вот с зеленым богатством сложнее.

ЧП

Автобус с пассажирами ушел под воду

В 1983 году у нас произошло ДТП, каких еще не бывало.

1 июля 1983-го около 16 часов следовавший из Светлого автобус ЛиАЗ № 105 подъезжал к Пелавскому озеру. И тут впереди встречный грузовик неожиданно стал останавливаться, прижимаясь к обочине. А из-за него вдруг вырулил еще один грузовик – и со всего маха врезался в автобус.

Потерявший управление ЛиАЗ покатился в озеро. К счастью (если тут, конечно, уместно говорить о каком-то везении), день выдался жаркий, и на берегу было много отдыхающих. Мужчины и парни бросились к 105-му, стремительно уходящему в воду.

Автобус был битком набит пассажирами, и только благодаря помощи отдыхающих удалось избежать больших жертв. Но совсем без них, увы, не обошлось. Утонула девочка – сброшенная ударом, она оказалась под сиденьем в передней части салона, и отыскали ее слишком поздно. А на берегу, несмотря на все усилия, не смогли спасти пожилую женщину: после ДТП у нее случился сердечный приступ.

К слову, водитель автобуса Виктор Маслак, несмотря на полученные тяжелые травмы, все сделал для спасения пассажиров. А вот виновник аварии в этом не участвовал. По словам очевидцев, он сидел на берегу, схватившись за голову и думая, видимо, лишь о том, что его теперь ждет.

За рулем грузовика-убийцы ГАЗ-52 находился начальник Калининградского прорабского участка треста «Гидроспецфундаментстрой». Водительское удостоверение он получил всего за неделю до ЧП. И это была, по сути, его первая самостоятельная поездка. Причем новичок был настолько самоуверен, что отправился в путь на машине, зная, что у той неисправны тормоза…

ДЕНЬ ЗА ДНЕМ

17-19 января 1983-го над областью пронесся ураган. В Калининграде тогда был отмечен рекордный подъем воды в Преголе – 183 сантиметра выше ординара, залило полгорода.

Уже 29-30 января стихия вновь разбушевалась, и больше всего досталось Куршской косе. Волны снесли авандюну, и в прорыв километровой ширины хлынула морская вода. Море в итоге сомкнулось с заливом, затопив лес, дорогу и вплотную подойдя к КПП. Отстоять косу удалось только благодаря героическим усилиям людей.

В марте на пересечении Фестивальной аллеи и улицы Комсомольской появился первый «умный» светофор: при подходе трамвая загорался красный свет для автомобилей, давая вагону спокойно миновать перекресток.

В 1983 году в районе мыса Таран была построена первая на Балтике советская буровая платформа для добычи нефти.

В 1983 году в районе мыса Таран была построена первая на Балтике советская буровая платформа для добычи нефти.

Фото: Государственный архив Калининградской области

В апреле на международном турнире в Монголии калининградский боксер Леонид Плиговка стал лучшим в весовой категории до 57 кг.

В мае на Всесоюзной регате по гребле на ялах первое место заняла наша команда.

В июне у пересечения Окружной дороги и зеленоградской трассы вырос въездной знак – стилизованный бетонный якорь и монолитная надпись «Калининград».

В августе на здании школы милиции были пущены башенные часы.

В сентябре на Всесоюзных соревнованиях по водно-моторному спорту наши земляки завоевали главный приз – «Золотой винт».

С ноября, чтобы сдать телевизор в ремонт, стало можно просто набрать номер 4-26-47 – и к заказчику выезжала машина, оборудованная для перевозки телевизионных приемников.

В ноябре у автобусников Калининграда появилась передвижная мастерская. До этого сломавшийся на линии автобус мог получить помощь лишь в парке. И к тому же надолго застревал, дожидаясь эвакуации с того места, где его настигла поломка.

С 1 декабря были снижены государственные розничные цены на широкий круг товаров народного потребления. В калининградской торговле после этого спрос более всего вырос на телевизоры.

В декабре на Всесоюзном теннисном турнире на приз нашего земляка-космонавта Алексея Леонова победил 16-летний калининградец Александр Волков. Ранее в этом же году он стал мастером спорта СССР и вошел в тридцатку сильнейших теннисистов страны.

30 декабря открылось движение по новой троллейбусной линии, связавшей центр города с его промышленной окраиной – улицей Транспортной.