Шедевр Василия Кандинского «Импровизация 7» привезли из Третьяковской галереи.
Фото: Александр КАТЕРУША
В Кафедральном соборе на острове Канта представили выставку одной картины (6+). В Калининград из Третьяковской галереи впервые привезли шедевр Василия Кандинского «Импровизация 7», написанный в 1910 году. Его страховая стоимость составляет более миллиарда рублей.
Михаил Кандинский специально прилетел в Калининград из Японии.
Фото: Правительство Калининградской области
На торжественном открытии перед зрителями выступил внучатый племянник художника, пианист Михаил Кандинский. Событие приурочено к международному фестивалю «Орган +». Кандинский специально прилетел на концерт в Калининград из Японии, где живет 20 лет после женитьбы на японке. В наш город музыкант последний раз приезжал в конце 90-х годов и играл Рахманинова в филармонии.
«Люблю приезжать на родину»
- В России очень приятно выступать. Люди принимают очень тепло, я чувствую это во время игры. Эта живая тишина помогает играть. Важна ведь не только акустика зала и звучание рояля. В творчестве важно то, как слушает зритель. Приезжать на родину в Россию я очень люблю.
- О чем вы думали, когда играли в Кафедральном соборе, а за вашей спиной была картина Василия Кандинского?
- Когда я играл Скрябина и Метнера, я думал о России. В их произведениях есть ярко выраженные образы России. Признаться, о картине Кандинского я не успел подумать в этот момент. Но, конечно, вечер для меня был особенный. Скрябин и Метнер очень хорошо сочетались с Кандинским. Картину «Импровизация 7» я очень люблю и ощущал ее присутствие. Мне, кстати, особенно близок более ранний Кандинский, в нем я больше ощущаю русскую душу.
- Ваша фамилия обязывает разбираться в живописи?
- Конечно. Но не только фамилия. Если человек музыкант, то он понимает, насколько музыка близка к живописи. Мне необходимо об этом думать, переживать.
- Слышал, вы не очень большой поклонник абстракционизма.
- Кандинский - очень талантливый, замечательный художник. Кстати, в Японии он очень популярен. Из русских художников его, кажется, знают больше всех. Говорят: «Михаил Кандинский придет. А, это же родственник художника!» Все любят Кандинского.
Что мне нравится? Русские художники прекрасные: Саврасов, Поленов, Левитан, Айвазовский. Как говорил Саврасов, в каждом пейзаже есть душа.
- В вашей жизни как-то присутствует Кандинский? Вы обладаете какими-то его шедеврами?
- Кандинский умер во Франции, и все его работы, да и вообще все, перешли по французским законам родственникам жены. Все, что у меня было - репродукции картин. Даже как-то висела одна репродукция. Оригиналов у меня нет. Никакими вообще ценностями Кандинского я не обладаю. Кроме фамилии.
Но в семье были другие художники. Дома есть картины художника Волкова. Папин брат работал на скорой помощи, но он был талантлив в рисовании, и есть его картины, которые висят дома. Но от Кандинского к нам ничего не дошло, к сожалению.
Скучаю по русскому хаосу
- Я живу в городе Кавасаки. Живу в том районе города, где есть природа. Мне нравится, там есть горы. Хотя в Японии нет высоких гор. Самая высокая - Фуджи. Очень красиво зимой, а погода там обыкновенно ясная, Фуджи наполовину в снегу и верхушкой взмывает в небо. Это невероятно. Природа же в Кавасаки миниатюрная, нет таких привычных русскому человеку просторов. И в то же время там природа мне напоминает… о России. Когда я скучаю по родине, находясь в Японии, а такое бывает, я нахожу отраду именно в природе, в ее источнике.
- У вас музыкальная семья?
- Моя супруга - скрипачка. И еще она недавно стала играть на арфе. Дома приятно, звучат разные инструменты. В Японии очень любят тишину. Нужна, конечно, специально оборудованная комната, чтобы играть. У нас есть комната для рояля. Но все равно слышимость хорошая. Особенно слышно тем соседям, которые живут под нами или над нами. И совершенно нормально, они хорошо реагируют, без претензий.
- В Японии вы живете 20 лет. Какие японские привычки вы переняли за эти годы?
- Когда японцы встречаются и прощаются, они кланяются друг другу. Я очень это люблю. Это благородно.
В Японии очень важно все делать заранее и никогда не опаздывать. Я этого придерживаюсь, но, признаться, дается не очень просто. Но так там делают все. Никто никогда не опаздывает. Все готовят заранее, а после того как что-то сделают, обязательно все уберут. И в работе там всегда так. Да и дома тоже.
В России много импровизации. В Японии все больше распланировано. Иногда это очень хорошо. Но иногда я скучаю по какому-то доброму хаосу, который царит в России.
- Вы такой же трудолюбивый, как японцы?
- Японцы очень загружены работой. Особенно те, кто живет в Токио. Чем дальше от Токио - тем больше восточной размеренности и тем меньше суеты. И у нас так же. Я очень люблю играть концерты, но лучше, чтобы не в Москве. Хотя, бывает, и в Москве тоже очень тепло принимают. Но когда играю где-то еще, атмосфера легче, свободнее.
Как любой исполнитель я люблю играть концерты. Когда концертов меньше, особенно сейчас с этим вирусом, есть возможность вплотную заниматься музыкой. Есть время, можно подумать, обогатить репертуар. Я недавно, например, написал ноктюрн для фортепиано.
- В Японии вы обросли друзьями?
- Японцы весьма замкнуты. Я и сам такой. В этом смысле мне комфортно, спокойно. Высказываюсь я на сцене, когда играю.
Полюбоваться картиной «Импровизация 7» можно до 19 июля.