Премия Рунета-2020
Калининград
+21°
Boom metrics
Общество2 февраля 2022 15:22

Забытая история области: под Пионерским выбросило сухогруз, а в трамвай пустили робота

В нашей новой рубрике мы представляем читателям малоизвестные факты из истории Калининградской области
Выброшенное на отмель судно много лет было местной достопримечательностью.

Выброшенное на отмель судно много лет было местной достопримечательностью.

Фото: СОЦСЕТИ

45 лет назад

«Аннушка» уже разлила масло. Точнее, мазут

В декабре 1973-го по Балтийскому морю в Скандинавию мимо калининградских берегов перегоняли греческий сухогруз «Анна Ф.». Так его название писали раньше. Теперь же можно встретить и без точки после «ф», и «Анна-Ф», и Anna F, и «Анна Форэт» (якобы полное наименование – Anna Foret). А до того как стать Анной, оно было то «Сулимой», то «Мано». И все это – всего за 25 лет, как судно было спущено на воду.

Так вот, пока судну все имя придумывали, на нем сломался главный двигатель. Ремонт его обошелся бы слишком дорого. И, решив, что овчинка выделки не стоит, «Анну Ф.» хозяин отправил на металлолом.

Но добраться до места назначения было не судьба. При перегоне разыгрался такой шторм, что «Анну Ф.» оторвало от буксировщика и вышвырнуло на отмель в районе Пионерского (у мыса Гвардейского в Заостровье).

И вот лежит судно на отмели год, другой, третий. Владелец им не интересовался. А потом и вовсе потерял на него права.

Между тем время и шторма делали свое дело. Корпус все более ветшал, того гляди совсем развалится. А ведь в машинном отделении – две сотни тонн горючего!

Невольно вспоминается булгаковская Аннушка, которая разлила масло – и это привело к целому ряду печальных событий, описанных в романе «Мастер и Маргарита». Греческая Аннушка, конечно, не чета дьяволу. Тем не менее попади тогда весь этот мазут в море, то, как говорится, мало бы не показалось.

Что же делать? Откачать мазут было уже нельзя – слишком загустел. Кроме того, намытый за три года вокруг «Анны Ф.» песок не позволял подойти к ней другим судам. Вот и было решено – устроить пожар. Мазут сгорит, и будет чисто. Дешево и сердито!

Наверное, сегодня подобное решение экологической проблемы привело бы к уголовному делу. Но в те времена на многое смотрели иначе. Достаточно вспомнить, как у нас раньше по весне и осени повсеместно жгли уличный мусор.

Однако вернемся к «Анне Ф.». К поджогу готовились долго и тщательно. А потом – как в том фильме: Махмуд, поджигай!..

Двое суток полыхал над морем огромный факел. И, как утверждалось 45 лет назад, весь мазут сгорел, после чего «Анна Ф.» больше уже не угрожала чистоте вод Балтики.

В действительности сгорело, судя по всему, не все. Во всяком случае, еще долго потом там фиксировались мазутные загрязнения. До тех пор пока «Анну Ф.» не разметало наконец окончательно штормами.

К слову, в народе судно сразу прозвали «Греком». А затем и мыс стали так называть. Даже сегодня порой от старожилов можно услышать это прозвище. Хотя никакого «Грека» там уже давно нет.

70 лет назад:

Сергею Михалкову не «зашло»

Книга – «Повесть о старшем друге», посвященная будням одной из школ Калининграда. Суть сюжета: комсомольцу-девятикласснику поручают стать вожатым у пионеров пятого класса и что из этого получается.

Книга вышла на всю страну в солидном издательстве. При этом калининградские реалии описаны со знанием дела. Откуда ж у детской писательницы Татьяны Печерниковой такое знание местного материала? Все просто – она была женой Владимира Щербакова, в 1947-51 годах возглавлявшего Калининградский обком партии.

Когда книгу напечатали, Щербакова уже сняли с должности 1-го секретаря (не справился с руководством) и он уехал из Калининграда. Тем не менее местные рецензии на повесть были лестными. Мол, всё там «правдиво и выразительно», «вдумчиво и интересно».

Наверное, для калининградских рецензентов все недостатки перевесило то, что книга – «про нас». Ибо потом в «Литературной газете» вышла совместная статья писателей Сергея Михалкова, Николая Томана и Юрия Яковлева. И, анализируя текущую ситуацию в детской литературе, они, в частности, написали: «Есть у нас такие повести, которые напоминают не художественные произведения, а скорей беллетризованные инструкции по школьно-пионерской работе. Наиболее ярким образчиком такого произведения является, на наш взгляд, «Повесть о старшем друге» Т. Печерниковой».

В общем, думайте сами, решайте сами – читать или не читать.

50 лет назад

Робот-кондуктор в трамвае

Человекоподобный кассир не только принимал плату за проезд и выдавал билеты, но и здоровался с пассажирами, объявлял остановки, по ходу движения сообщал полезную информацию.

Роботов делали на областной станции юных техников. На них были большие планы. Но сегодня увидеть их можно разве что в музее…

Роботов делали на областной станции юных техников. На них были большие планы. Но сегодня увидеть их можно разве что в музее…

Фото: СОЦСЕТИ

Надо сказать, это был уже не первый робот-кондуктор в Калининграде. Тем не менее он все равно вызвал огромный интерес. И многие в тот трамвай садились лишь затем, чтобы своими глазами увидеть чудо техники.

Самый же первый механический кассир был презентован 1 декабря 1970-го. Установили его в вагоне, который курсировал между депо и кинотеатром «Родина». И каково же было удивление граждан, когда вместо привычной дамы с толстой сумкой на ремне они вдруг увидели такое!

Роботов-кондукторов делали в кружке кибернетики областной станции юных техников по заказу автотранспортного управления. И на них были большие планы. Но, увы, уже вскоре проект заглох. И сегодня увидеть тех «железных людей» можно разве что в музее…

Между тем Калининград славился на всю страну не только механическими кассирами. 13 мая 1967-го Центральное телевидение показало передачу о соревновании… роботов! А победил там «Нептун», сделанный курсантами Калининградского среднего мореходного училища во главе с преподавателем Борисом Василенко. Который руководил также кружком кибернетики станции юных техников и под началом которого Женя Малинин, Слава Напреенко, Олег Бранченко и Слава Михеев ваяли роботов-кондукторов.

В ходе телеконкурса 55-летней давности «Нептун» помогал ведущему, реагировал на свет и звук, а в заключение и вовсе – вальс станцевал. Его создателям был присужден главный приз – мотоцикл.

А в октябре все того же 1967 года в Москве на первом Всесоюзном смотре технического творчества молодежи за создание робота «Юпитер» были отмечены ученик школы № 23 Саша Сазонкин и Александр Малиновский – руководитель радиокружка станции юных техников, «конкурирующей фирмы» тамошних кибернетиков.