Премия Рунета-2020
Калининград
+21°
Boom metrics
Общество23 марта 2022 15:33

Как в Королевских воротах в Калининграде чуть ресторан не открыли

Продолжаем вспоминать малоизвестные факты и события из истории Калининградской области
20 лет назад ясности относительно будущего Королевских ворот еще не было.

20 лет назад ясности относительно будущего Королевских ворот еще не было.

Фото: Владислав РЖЕВСКИЙ

20 лет назад:

Начинать – так с Королевских

Во время войны главные ворота Кёнигсберга сильно пострадали. А потом продолжали ветшать. Впрочем, могли и вовсе сгинуть.

В 1978 году Калининградский облисполком обратился в Москву с просьбой о снятии с Королевских ворот статуса памятника. Чтобы, значит, можно было их затем демонтировать – очень уж они кое-кого в местных верхах раздражали своим облезлым и при этом сугубо несоветским видом. Однако в Министерстве культуры РСФСР и Всероссийском обществе охраны памятников, изучив вопрос, постановили: снимать с охраны данный исторический объект нецелесообразно.

Правда, сохраненный статус памятника спасал лишь от сноса. А так Королевские ворота стояли по-прежнему заброшенными, разрушаясь все больше. Но не судьба была им сгинуть – дотянули-таки до того дня, когда их решили привести в порядок.

Многие уверены, что реставрация Королевских ворот началась осенью 2004-го, когда их «назначили» символом празднования 750-летия Калининграда (силуэт этого строения стал эмблемой юбилея). В действительности первый этап, консервация, был запущен раньше. Причем когда 20 лет назад этот процесс пошел, возник слух, что деньги на возвращение воротам былого величия, 400 тысяч марок, дала Германия. На самом деле работы велись на рубли, поступавшие по линии Министерства культуры РФ.

К слову, в 2002 году еще не было ясности относительно будущего Королевских ворот. И уже обсуждалось, что после реставрации там мог бы разместиться… ресторан. У нас ведь их так мало, да?

И еще. Следом за Королевскими началась реставрация Бранденбургских ворот. Только там пошли другим путем: отдали в аренду частнику, а тот стал приводить этот памятник местного значения в порядок. Глядя на это, приободрились и другие ворота, доставшиеся Калининграду в наследство от Кёнигсберга: появилась надежда, что рано или поздно и у них откроется второе дыхание.

В общем и целом так оно и вышло. Однако это уже немного другая история.

35 лет назад:

Кипяток с дыркой от бублика

Вообще нашим людям было не привыкать к дефициту в сфере продуктов питания. Даже в «золотой век» Брежнева советские граждане сплошь и рядом не покупали, а «доставали», «урывали», «выстаивали». Бананы, например. Сегодня многие на них даже не смотрят. А каким жутким дефицитом они были когда-то! И какие за ними очереди выстраивались, если их неожиданно «выбрасывали».

К слову, те, кто успел пожить в СССР, хорошо помнят, что бананы тогда продавались, как правило, совсем зелеными. Сегодня такое выглядело бы явным неуважением к клиенту. А в ту пору – подумаешь, беда! Полежат недельку на антресолях в темноте – и поспеют! Главное, чтоб было чему спеть…

Но дефицитные бананы, сосиски, сгущенка, кофе, икра и иже с ними – все же товары не первой необходимости. Как-нибудь можно пережить их отсутствие. Были еще, слава богу (или все же слава КПСС?), и хлеб, и консервы, и крупы, и макароны, и картошка.

Однако 35 лет назад и здесь стали возникать перебои. То одно днем с огнем не сыщешь, то другое. А началось в Калининграде все с чая. Да-да, с чая, без которого советские люди не мыслили нормального стола.

35 лет назад начались перебои уже и с теми товарами, которые не считались дефицитом.

35 лет назад начались перебои уже и с теми товарами, которые не считались дефицитом.

Фото: Архив автора

Когда он вдруг пропал с прилавков, народ заволновался. И властям даже пришлось давать разъяснение в печати. По словам чиновников, чай в наличии имелся – четыре вагона. Но он оказался такого качества, что торговая инспекция запретила пускать это в продажу. Мол, недопустимо много стебля и огрубевших частиц. М-да, а ведь всего через год калининградцы были бы рады и такому: обегав десяток точек, тогда удавалось купить хорошо если чай прессованный, в плитках. Редкостная гадость!..

А в 1987 году любимый миллионами чай «со слоном» еще вернулся в магазины. Правда, уже вскоре пришлось учиться пить его несладким – ибо стал пропадать сахар…

65 лет назад:

Первый показ мод

Выставка моделей женских платьев из коллекции «Лето-1957» прошла в ателье мод № 1 на улице Пугачева. В числе зрителей была и Элеонора Спасских. Вообще она много лет проработала в областном УВД, по нынешним меркам считалась бы, получается, пресс-секретарем калининградской милиции. Но на заре своей медийной карьеры писала совсем на другие темы.

Если первый показ был посвящен женской моде, то на следующем калининградцы смогли оценить коллекцию мужской верхней одежды.

Если первый показ был посвящен женской моде, то на следующем калининградцы смогли оценить коллекцию мужской верхней одежды.

Фото: Архив автора

Итак, уважаемые товарищи, вот белое платье из легкого батиста, с коротким рукавчиком и украшением в виде мелких цветов у левого плеча. Оно хорошо будет выглядеть на фигуре девушки и гармонировать с летним пейзажем. А вот еще интересный вариант – платье из хлопчатобумажной ткани в мелкую клетку. Причем все свое, от местного производителя! Сами придумали, сами сшили.

В зале оживленно обсуждают демонстрируемые модели:

– Очень удачная комбинация платья под номером семь.

– Да, отделка хорошо увязана с тканью.

Как отметила Спасских, всеобщее одобрение получили нарядные шерстяные платья, двубортный костюм, модное выходное платье и ансамбль, состоящий из прямой узкой юбки, черной креп-сатиновой блузки и свободного жакета.

Первый калининградский показ мод длился на протяжении аж трех дней. Посетить его смогли около 500 человек. И все было организовано, как и полагается в таких случаях: в центре зала – подиум, по которому дефилируют манекенщицы, вокруг – взыскательная публика.

А на очереди уже были выставка мужской верхней одежды и демонстрация моделей для самых юных. Ведь «с каждым годом улучшается благосостояние советских людей, растут запросы».

45 лет назад:

Пятый пошел!

В 1977 году в Калининграде был запущен троллейбусный маршрут № 5: Южный вокзал – улица Ялтинская. Стоит отметить, что троллейбусы на тот момент по областному центру курсировали всего ничего – запуск первого маршрута состоялся 5 ноября 1975-го. То есть пять линий ввели в строй менее чем за полтора года. Вот в каком темпе работали во времена пресловутого застоя. А ведь в том году на пуске «пятерки» троллейбусные новости не закончились.

На протяжении десятилетий калининградские троллейбусные линии обслуживали «ЗиУ-9», построенные на заводе имени Урицкого в городе Энгельсе.

На протяжении десятилетий калининградские троллейбусные линии обслуживали «ЗиУ-9», построенные на заводе имени Урицкого в городе Энгельсе.

Фото: Архив автора

Так, с 6 мая 1977-го продлили «четверку» – от железнодорожного переезда возле улицы Брусничной до поселка Александра Космодемьянского. 1 октября был продлен маршрут № 2 (от Ялтинской до станции техобслуживания автомобилей). А 30 декабря удлинили «тройку» – от улицы Станиславского до Борисово.

И мог ли тогда кто подумать, что через 45 лет троллейбусы окажутся в таком загоне?