Премия Рунета-2020
Калининград
+5°
Boom metrics
Общество8 марта 2022 22:00

Как десятиклассниц едва не заставили ремонтировать яму на Бассейной в Калининграде

Мы продолжаем рассказывать о малоизвестных фактах из истории Калининградской области
Во время воскресника на Сталинградском проспекте (ныне – проспект Мира). 1950 год.

Во время воскресника на Сталинградском проспекте (ныне – проспект Мира). 1950 год.

Фото: Архив автора

70 лет назад:

Плохо мы еще воспитываем нашу молодежь…

Яма на улице Бассейной была настолько велика, что обойти ее – никак. И при этом в ней стояла вода. Так что преодолевать препятствие приходилось еще и вброд. И пять десятиклассниц написали в газету письмо про эту яму, очевидно, надеясь, что дорожники наконец-то «починят» улицу.

И какой же была реакция на письмо? Думаете, срочный ремонт? Еще одно письмо! С уничижительной критикой в адрес… нет, не коммунальщиков – школьниц. Причем возмущались ими взрослые дяди.

Суть претензий – как у товарища Саахова из «Кавказской пленницы»: «Да, плохо мы еще воспитываем нашу молодежь, очень плохо!» Девушки, дескать, проявили беспомощность в преодолении трудностей, нежелание внести свою часть труда в благородное дело благоустройства родного города. Он ведь так бурно строится, что сегодня не узнаешь тех улиц, по которым ходил вчера. И в этом огромная заслуга горожан – от школьников до стариков. Но вот некоторые десятиклассницы, оказывается, считают, что им не пристало выполнять такую черновую работу, и они ждут, кто бы им засыпал яму на улице.

Неправильно это, не по-комсомольски, сетовали граждане. По их мнению, жалобщицам бы не письма строчить, а проявить инициативу и с помощью комсомольской организации мобилизовать учащихся старших классов прийти в воскресенье с лопатками (именно так и написали – «с лопатками») и засыпать яму (странно, что не «ямку»).

Войдя в раж, мужчины также настоятельно порекомендовали десятиклассницам привести заодно в порядок всю улицу Бассейную. А потом обратиться к школьникам Калининграда с призывом последовать их примеру.

Однако и на этом группа неравнодушных калининградцев не успокоилась. «Письмо десятиклассниц, спасовавших перед небольшой ямой, говорит и о том, что в школе не все благополучно с воспитанием молодежи в духе социалистического отношения к труду. Над этим должны серьезно задуматься райком комсомола и районный отдел народного образования». После чего, видимо, принять меры…

К слову, среди неоднократно перечисленных школьниц была, например, Л. Соммер. Как я понимаю, речь о дочери Героя Советского Союза генерал-майора танковых войск Андрея Соммера, имя которого теперь носит одна из улиц города. Тогда, получается, коллектив авторов обличительного послания проявил еще и недюжинную принципиальность, даже в каком-то смысле мужество…

Не знаю, как уж там справились в итоге со злополучной ямой. Но вообще, на мой взгляд, эта история 1952 года – очень противная. Юные калининградки попросили специалистов сделать их (специалистов) работу. А в ответ – предложение взять в руки «лопатки». Плюс оценка морального облика и призыв на головы девчонок кар со стороны инстанций.

По-моему, как-то не по-мужски все это. Мягко говоря.

И, кстати, не представляю, чтобы тот же генерал Соммер строчил подобные пасквили.

25 лет назад:

Такие люди – и без охраны?

В начале 1997 года в калининградских школах впервые появились охранники. А самым первым профессиональной охраной обзавелся лицей № 23.

Школьники стали попадать внутрь по предъявлении пропуска с фото ученика и печатью учебного заведения. А вместо вахтерш на входе дежурили уже сотрудники охранной фирмы.

25 лет назад руководил лицеем Лазарь Фуксон (один из лучших директоров школ, потом – начальник областного управления образования). Сперва он пытался договориться об охране с милицией или найти спонсора. Но из этого ничего не вышло. Вот и пришлось обратиться к родителям: сможете сообща оплачивать охранников?

Не секрет, как жилось в 90-х. Тем не менее мамы-папы одобрили инициативу лицея, взяв на себя оплату услуг охранной фирмы. К слову, обходилось им это в пять тысяч рублей в месяц. А зарплата тогда у многих была 500-700 тысяч. Да еще с задержками.

65 лет назад:

Птичку жалко? Это зря!

В эти дни в 1957 году на Куршской косе (правда, тогда ее официально называли Курской) на орнитологической станции Зоологического института Академии наук СССР готовились к первым весенним наблюдениям полета птиц.

Вообще полевой стационар на пути сезонных миграций пернатых появился в Росситтене (ныне – Рыбачий) еще в 1901 году. Называли его «Фрингилла» (зяблик по-латыни).

В войну орнитологическая станция закрылась. Но в 1956 году возобновила свою работу. А произошло это в первую очередь благодаря Льву Осиповичу Белопольскому (1907-1990).

Орнитологическую станцию на Куршской косе восстановил Лев Белопольский.

Орнитологическую станцию на Куршской косе восстановил Лев Белопольский.

Фото: Архив автора

По окончании биологического факультета Московского университета сидению в кабинете он всегда предпочитал работу «в поле». За участие в экспедиции на ледоколе «Александр Сибиряков» получил орден Трудового Красного Знамени, после похода на «Челюскине» – орден Красной Звезды. Во время войны возглавлял на Новой Земле заготовку на птичьих базарах яиц и тушек птиц для госпиталей. Потом был директором заповедников в Приморском крае и Мурманской области.

Но в 1952 году его вдруг сочли «социально опасным элементом» и сослали на пять лет в Новосибирскую область. В 1954-м – реабилитировали. В том же году на международном конгрессе орнитологов обсуждался вопрос о более глубоком изучении перелета птиц. В связи с чем и было решено восстановить орнитологическую станцию на Куршской косе. Поручили это Белопольскому. И в августе 1956-го станция вернулась в строй.

В 1967 году он перешел работать в Калининградский государственный университет (БФУ имени Канта), где создал кафедру зоологии. А его детище на косе уже много лет приносит пользу не только науке, став одним из самых популярных туристических объектов янтарного края.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Возвращение блудного попугая

Дело было 35 лет назад. Вечером в форточку одной из квартир в районе улицы Чкалова в Калининграде влетел попугай. Жильцы оторопели – все-таки в Калининграде больше в ходу голуби, воробьи да вороны. А тут – такая экзотика!

Правда, вид у попугая был замученный. Но ему повезло: накормили, приютили. И, придя в себя, пернатый гость как затараторит! Раз за разом он четко произносил адрес и имя: Коля Кулаков.

Так блудный попугай (оказалось, его звали Пинюша) вернулся к Кулаковым, которые уже и не надеялись снова увидеть общего любимца. А больше всех радовался тот самый юный Коля, обучивший Пинюшу говорить адрес и имя своего хозяина.

Кстати, на другом конце области, в Советске, тогда же повезло зайцу. Чуть живым нашла его на огороде работница швейной фабрики Нина Стеклянникова. Выходила, и Кеша (так нарекли зайца) стал еще одним членом семьи. Причем особенно ему понравилось смотреть телевизор. Променял, короче, зеленый лес на голубой экран.