Премия Рунета-2020
Пермь
+18°
Boom metrics
Общество31 марта 2022 2:00

Сергей Дягилев рассказывал о своем происхождении от Петра 1 и гордился родством с Чайковским

Исполняется 150 лет со дня рождения знаменитого импресарио
Памятник Сергею Дягилеву работы скульптора Эрнста Неизвестного находится в здании пермской гимназии.

Памятник Сергею Дягилеву работы скульптора Эрнста Неизвестного находится в здании пермской гимназии.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО

«Дягилев – это Людовик XIV. Невозможно понять, что представляет собой этот человек, он способен как очаровать вас, так и довести до бешенства», - так отзывался о нем художник Анри Матисс.

В последние годы имя Дягилева стало очень популярным в Перми. Земляки наконец начали отдавать должное знаменитому импресарио. Но и сейчас в общественном сознании при слове «Дягилев», обычно всплывает ряд штампов: Дягилевский фестиваль, «Мир искусства», «Русские сезоны», фавориты-танцовщики… Кем же все-таки был Сергей Павлович Дягилев?

31 марта исполнится 150 лет со дня его рождения. Накануне этой даты мы вспоминаем о незаурядной жизни импресарио.

«ПЕРМСКИЕ АФИНЫ»

Последней крупной работой скульптора Эрнста Неизвестного стал памятник Сергею Дягилеву, установленный в Перми, в особняке на Сибирской улице, в котором сейчас находится гимназия №11. А в конце 19 века этот дом называли «пермскими Афинами». Именно там будущий импресарио провел свои детство и юность.

Его отец Павел Дягилев был офицером в кавалергардском полке. Родной матери Сергей не знал, так как она умерла вскоре после родов. Воспитанием мальчика занималась вторая жена отца – Елена.

Пермский период жизни Сережи Дягилева проходил в атмосфере музыки, театра и всеобщей любви. Вся семья Дягилевых отличалась музыкальными талантами, в их доме разыгрывали домашние спектакли. В одном из них состоялся театральный дебют Сережи, которому тогда было 4 года. Исполнил он тогда роль Красной Шапочки.

В «пермских Афинах» проходили собрания пермского музыкального кружка, репетиции которого посещали многие учителя мужской гимназии. Так что к гимназисту Дягилеву у них было очень лояльное отношение. И зачастую они накануне предупреждали Сережу, что наутро будут спрашивать его на своем уроке.

Гостиная в Доме Дягилева.

Гостиная в Доме Дягилева.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО

В пермском доме Дягилевых была большая библиотека. И Сергей страстно, запоями читал, а также изучал альбомы по искусству. Занимался он и рисованием, хотя особенно не увлекался им. Пел, музицировал, участвовал в «Русских исторических концертах с живыми картинами», устроенных Дягилевыми, с участием членов семьи и Пермского музыкального кружка.

По мнению биографов импресарио, именно эти концерты дали основу для будущих «Русских сезонов»: идею своих родителей Сергей Дягилев развил и вывел на международный уровень.

Американский писатель Петр Вайль, побывав в Перми, писал: «Начало сезонов - здесь в Перми.

В КОМПАНИИ «МАЖОРОВ»

Но это все будет потом. Пермь Сергей покинул в 1890 году, отправившись поступать в Петербургский университет. После этого наезжал он в родной город не часто.

- В Петербурге он оказался в компании друзей своего двоюродного брата Дмитрия Философова, - рассказывает директор мемориального музея Дом Дягилева Елена Боброва. – Говоря современным языком, это были мажоры. И они сперва воспринимали Сергея как недалекого провинциала, называли его «кузен Димы», так и определяли его место в компании. Но благодаря своему обаянию, энергии, он довольно быстро перешел на лидирующие позиции.

В этот «круг мажоров» входили художники Александр Бенуа и Лев Бакст, ставшие потом участниками художественного объединения «Мир искусства».

Любитель мистификаций и эпатажа, Дягилев утверждал, что в его жилах течет кровь Петра I. Его прабабушка по матери происходила из знаменитого рода Румянцевых. И, как гласило семейное предание, один из ее предков служил денщиком у Петра Великого. И у его жены родился ребенок, очень похожий на царя. Предполагая, что эту легенду Сергей Дягилев выдумал сам, Александр Бенуа утверждал: «Что-то в нем было от Петра – это все же несомненно».

Также Дягилев очень гордился своим родством с Петром Чайковским, хот я было оно, что называется, «седьмая вода на киселе» - тетя Сергея по отцовской линии была замужем за родственником композитора. Но ему казалось, что это приближает его к гению....

Сам Сергей Дягилев страстно мечтал о карьере музыканта. Он хотел стать композитором и певцом. Занимался в консерватории под руководством Николая Римского-Корсакова. Пытался даже написать оперу, но этот опыт оказался весьма неудачным. Имея способности, гением ни в музыке, ни в живописи, ни в литературе Дягилев не был.

Его гений проявился в другом – он сумел объединять вокруг себя художников, музыкантов, артистов, каждый из которых был личностью, творцом, и увлечь их общей целью.

Зинаида Гиппиус впоследствии писала о нем: «Дягилев был прирожденный диктатор, фюрер, вождь».

«ОРГИЯ БЕСПУТСТВА И БЕЗУМИЯ»

Свой путь в искусстве Дягилев нашел в противостоянии устоявшимся тенденциям. Первой его «жертвой» стали передвижники. В 1898 году в музее художественно-промышленного училища барона Штиглица Дягилев открыл выставку русских и финляндских художников. Россию представляли Бакст. Васнецов, Врубель Левитан, Нестеров – сейчас для нас каждое имя звучит как легенда. Но тогда известный критик Стасов обозвал выставку «оргией беспутства и безумия». С того момента так и повелось - одни возносили начинания Дягилева до небес, другие плевались от отвращения.

Крупным успехом Дягилева стала выставка в 1905 году в Таврическом дворце в Петербурге. На ней было представлено более двух тысяч портретов. Сергей Дягилев собирал картины только в столице, но и в провинции. В поисках картин он посетил более 70 дворянских усадеб.

А на следующий год в Париже открылась выставка «Два века русской живописи и скульптуры» - 750 произведений более ста художников. Эту экспозицию Дягилев считал началом «Русских сезонов». Французская публика с восторгом начала знакомиться с искусством Московии.

И далее – что ни год, то новая «бомба». В 1907 году на сцене парижской Гранд-опера прошли пять «Исторических русских концертов». Звучала музыка Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Александра Скрябина. Федор Шаляпин поразил парижскую публику, исполнив партию князя Игоря.

Решив повторить предыдущий успех, весной 1908 года Дягилев поставил оперу Мусоргского «Борис Годунов». Но аншлага не случилось, а вырученные деньги едва покрыли затраты.

И тогда Дягилев, до тех пор считавший балет «примитивным развлечением», идет наперекор собственным пристрастиям и привозит в Париж пять балетов.

Афиши "Русских сезонов" в музее Дягилева.

Афиши "Русских сезонов" в музее Дягилева.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО

Их ждал, по выражению Льва Бакста, «сумасшедший успех». Что последовало за этим – догадаться несложно. Рожденный во Франции, балет стал восприниматься абсолютно русским искусством. И даже потом, когда на смену Фокину, Нижинскому, Карсавиной в труппу Дягилева пришли иностранные танцовщики, они брали себе русские псевдонимы. Например, чистокровные англичане Хильда Маннинге стала Лидией Соколовой, а Патрик Хили-Кэй - Антоном Долиным.

В начале 1920-х годов у Дягилева появились новые танцовщики: Серж Лифарь и Джордж Баланчин. После смерти Дягилева, наступившей в 1929 году, они создали свои балетные школ: Баланчин – в Америке, Лифарь – во Франции. И все же по всему миру уже более ста лет гремит именно «русский балет», который прославил импресарио Сергей Дягилев.

...И в завершении небольшой исторический анекдот. «И что же вы, уважаемый, здесь делаете? – спросил однажды Сергея Дягилева король Испании Альфонсо. - Вы не дирижируете оркестром и не играете на музыкальном инструменте, не рисуете декорации и не танцуете. Так что же вы делаете?». На это Дягилев ответил: «Мы с вами похожи, Ваше Величество. Я не работаю. Я ничего не делаю. Но без меня не обойтись».

За давностью лет уже сложно установить, было ли так взаправду. Но в любом случае – эта история дает представление о характере Сергея Дягилева.

КСТАТИ

31 марта в почтовое обращение выходит марка, посвященная 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева.

При подготовке использованы материалы книг «Сергей Дягилев» Олега Брезгина, «Дягилев в шаржах» Владимира Гладышева и «Семейная запись о Дягилевых».