Премия Рунета-2020
Калининград
+21°
Boom metrics
Общество15 марта 2022 22:00

Как калининградцы «закопали» Спартака Мишулина на Куршской косе

Мы продолжаем рассказывать о малоизвестных фактах из истории Калининградской области
До сих пор можно услышать, что товарищ Сухов якобы откапывал Саида не в Дагестане, а на Куршской косе.

До сих пор можно услышать, что товарищ Сухов якобы откапывал Саида не в Дагестане, а на Куршской косе.

Фото: кадр из фильма

20 лет назад:

Белое солнце дюны Эфа

20 лет назад поручили мне в газете написать о том, как на Куршской косе снимали легендарный истерн «Белое солнце пустыни». Да-да, тогда на сей счет даже в ведущих СМИ региона не было ни тени сомнения.

Рассказов людей, называвших себя очевидцами, быстро набралась целая куча. А особенно говорлива была одна дама – «старейший экскурсовод области», как мне ее представили.

– В октябре 1968-го я с группой туристов приехала на косу, – уверенно рассказывала она. – А там, возле Дюны планеристов, как раз переснимали эпизод с закопанным Саидом. Игравший его Спартак Мишулин мерз в осеннем песке. Потому ему время от времени подносили водочки «для сугрева»…

Какая неожиданная деталь, думал я, как же она украсит статью! Смущало, правда, то, что другие не менее уважаемые граждане уверяли: Саида в песок закапывали не возле Ниды, а в Морском – на дюне Эфа. И не водку ему подносили, а воду – ибо летом дело было, в самую жарищу.

Завершая сбор материала, решил я поговорить и с тем, кто снял «Белое солнце пустыни». Хотелось, чтобы режиссер Владимир Мотыль пролил скупую мужскую слезу. Дескать, да, было дело…

Позвонил ему домой, в Москву. Я знал, что Мотыль не охотник до интервью, тем более по телефону. Однако, услышав вопрос, он неожиданно разговорился.

– Слушайте, и рад бы вам чего-нибудь такого рассказать, но… не снимал я у вас «Белое солнце пустыни»! На Куршской косе мы делали «Женю, Женечку и «катюшу». Думаю, люди их просто путают… Говорите, уже экскурсии водят к тому месту, где мы закапывали в песок Саида? Господи, что за бред!..

Кстати, позже на эту тему я пообщался с Анатолием Кузнецовым (товарищ Сухов) и его супругой Александрой Ляпидевской, которая на тех съемках была вторым режиссером.

– Услышав впервые о том, что на Куршской косе мы снимали «Белое солнце пустыни», я решил, что это какой-то глупый розыгрыш, – сказал Кузнецов. А Ляпидевская добавила:

– Ехать ради этого фильма в Прибалтику – такое и в голову никому не приходило. Очень уж у вас погода непостоянная. А для этой картины, по понятным причинам, требовалось солнце, много солнца.

Так уж вышло, что вскоре после этого «расследования» понадобилось написать о том, как в Калининграде якобы снимали другой хит – «Семнадцать мгновений весны».

И опять: живые свидетели, любопытные подробности… Но, учитывая предыдущий опыт, под занавес я позвонил режиссеру. А Татьяна Лиознова в ответ вздохнула:

– В Калининградской области «Семнадцать мгновений весны» не снимались. И даже планов таких у меня не было. Надеюсь, я вас не очень разочаровала?..

Когда я написал обо всем этом в газете, кое-кто ворчал: разрушил, мол, красивые легенды. Только зря переживали. Сколько их ни опровергай, оба мифа по-прежнему живы. Похоже, многим калининградцам они дороги не меньше, чем вечнозеленые байки про подземный Кёнигсберг.

Ну да, туристы такое любят.

40 лет назад:

Остров сокровищ на Куршской косе

А вот в марте 1982-го жемчужина янтарного края действительно стала съемочной площадкой. 40 лет назад «Ленфильм» начал снимать одну из лучших советских лент для детей. Кроме того, «Остров сокровищ» (а речь именно о нем), премьера которого состоялась 31 декабря 1982-го, считается самой удачной экранизацией знаменитого романа Роберта Стивенсона.

И конечно, калининградцам приятно, что большая часть первой серии этой картины снята не где-нибудь, а на жемчужине янтарного края – Куршской косе.

Фото на память во время паузы в съемках, при взгляде на которое невольно вспоминается и пословица: пришел марток, надевай семь порток.

Фото на память во время паузы в съемках, при взгляде на которое невольно вспоминается и пословица: пришел марток, надевай семь порток.

Фото: с портала кино-театр.ру

Групповое фото было сделано во время паузы в съемках. И, судя по снимку, март 1982-го был не таким, как сейчас: несмотря на разгар в работе, киношникам явно не жарко. А на одном из снятых тогда кадров – Джим Хокинс. Еще одна роль, упрочившая и без того уже звездный статус юного Федора Стукова («Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Родня», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»).

Пляжи Куршской косы изображали берега Англии, а роль Джима Хокинса упрочила славу Феди Стукова.

Пляжи Куршской косы изображали берега Англии, а роль Джима Хокинса упрочила славу Феди Стукова.

Фото: кадр из фильма

Кстати, в августе того же 1982 года тот же «Ленфильм» снимал в самом западном регионе СССР картину «Семь часов до гибели». Но эту ленту в отличие от «Острова сокровищ», увы, сегодня мало кто вспомнит.

А 15 лет назад в эти дни в Светлом находились представители «Мосфильма», которых интересовал ошвартовавшийся там после очередного рейса барк «Крузенштерн». Режиссер Станислав Говорухин начал тогда подготовку к съемкам своей давней мечты – картины «Пассажирка» по одноименному рассказу Константина Станюковича. И легендарный парусник, приписанный к Калининграду, должен был сыграть клипер 19-го века.

Кино получилось очень даже ничего. А уж как в «Пассажирке» убедителен «Крузенштерн»…

65 лет назад:

«Луч» света в темном царстве?

Своего телевидения в Калининградской области тогда еще не было. Но все знали, что создается местная телестудия. И что уже вскоре она должна заработать (первый эфир состоялся 2 мая 1957-го).

В связи с этим торговля и начала завозить в регион новый товар, о котором большинство населения на тот момент лишь слышало – телевизионные приемники.

Далеко не всякий телевизор мог функционировать в Калининграде.

Далеко не всякий телевизор мог функционировать в Калининграде.

Фото: Архив автора

Стоили эти аппараты дороговато, потому многие приходили в магазин лишь поглазеть на них. Тем не менее граждане побогаче покупали телевизоры и торжественно ставили их дома на самом видном месте. А соседи, завидуя, напрашивались в гости – посмотреть на «чудо техники».

И тут – скандал.

Одна контора привезла из Риги партию телевизоров «Луч». Однако хоть они и были во вполне рабочем состоянии, для Калининграда – не подходили. Ибо оказались 3-канальными, а калининградский телецентр запускался на четвертом канале. И для приема его передач требовались 5-канальные телевизоры. «Рекорд», например.

Когда выяснилось, что народу втюхивают 3-канальные аппараты (хотя специалисты не раз предупреждали: только 5-канальные!), продавец «Лучей» стал обещать… переделать их. Причем за сомнительную переделку и без того недешевого приемника требовалось еще заплатить.

Вы бы на такое согласились? Вот и тех покупателей подобная перспектива не устроила – все требовали забрать негодный товар и вернуть деньги.

Так те «Лучи» и погасли, даже не зажегшись.