Премия Рунета-2020
Калининград
+21°
Boom metrics
Звезды24 апреля 2022 23:00

Калининградская художница: На портрет космонавта Леонова ушло 7,5 километра нитей

Наша землячка Юлия Стародворская удивляет публику своими картинами
Сейчас Юлия намерена продолжить серию «Первые» портретом Виктора Пацаева.

Сейчас Юлия намерена продолжить серию «Первые» портретом Виктора Пацаева.

Фото: предоставлено Юлией СТАРОДВОРСКОЙ.

ЧЕЛОВЕК ПЛЮС КОМПЬЮТЕР

Родоначальником «ниточной» технологии считается греческий математик Петрос Врелис. Если просто набить гвоздей в холст-доску и натягивать между ними нитки, никакой картины у вас, скорее всего, не получится. Четкие изображения, о которых идет речь – это работа человека и компьютера, которая рассчитываются с помощью специальной программы. Художник должен разбираться в математике и уметь написать компьютерный код. Далее компьютер формирует изображение, а следом работает другая программа, которая подбирает по пикселям путь нитки.

Юлия признается, что в какой-то момент ее математических знаний стало не хватать, и она вынуждена была привлекать в команду специалистов-компьютерщиков.

Юлия признается, что в какой-то момент ее математических знаний стало не хватать, и она вынуждена была привлекать в команду специалистов-компьютерщиков.

Фото: предоставлено Юлией СТАРОДВОРСКОЙ.

- У меня есть определенное количество гвоздей – 350 или 400, которое я изначально задаю программе, которая вычисляет оптимальный беспрерывный путь нити, - поясняет калининградская художница Юлия Стародворская и признается, что в какой-то момент ее математических знаний стало не хватать, и она вынуждена была привлекать в команду специалистов-компьютерщиков.

СЕРИЯ «ПЕРВЫЕ»

В России недавно отметили День космонавтики, вспоминали былые заслуги СССР, запуски ракет и, конечно, героев-космонавтов. Специально к этой дате Стародворская «сплела» портрет Алексея Леонова диаметром больше метра. Работу, на которую ушло 7,5 километра нейлоновой нити, автор подарила Музею Мирового океана. А годом ранее она по той же технологии создала портрет Юрия Гагарина, который сейчас висит в калининградской гимназии №40.

- Ошибки в процессе все равно случаются. Можно перепутать гвоздь, или нить вдруг порвется. В этом случае приходится завязывать ее на гвоздике заново, но на самом изображении узелков быть не может, - говорит художница и признается, что хотя представляет результат заранее, готовая картина заставляет ее радоваться.

- Каждый раз такой шок, когда получается, это настоящее чудо! – смеется Юля. – В процессе я всегда делаю фотографии, мне интересно смотреть, как из ничего вдруг начинают появляться глаза, улыбка, которые с каждой сотней поворотов нити становятся все четче...

ТОНКАЯ РАБОТА

Но даже если ничего не рвется, «сплести» картину из одной нити нереально. Ведь длина каждой - от 2 до 5 километров, а на работу уходит намного больше.

- Объемные мотки ниток я покупаю в Калининграде, - говорит Стародворская. - Есть компания, которая профессионально занимается нитями для машинного вышивания. Портрет Леонова я делала из нити с маркировкой «180». Это значит, что 180 метров помещается в 1 грамме нити. Есть еще более тонкие – маркировки «240», с ними я тоже работаю.

Кстати, на компьютере невозможно просчитать, какой толщины нить идеально подойдет для той или иной работы.

- У меня была ситуация, когда я дошла до 3,5 тысяч поворотов и поняла, что картина получается очень черная из-за толщины нитей. Все разрезала и начала заново. С Леоновым у меня была смешная история. Начала делать и поняла, что сначала гвоздики пронумеровала по часовой стрелке, а когда переносила изображение на компьютер, пронумеровала против. И надпись «СССР» на шлеме оказалась в зеркальном отображении! После двух с половиной тысяч поворотов пришлось все начинать сначала.

АФГАНСКАЯ ДЕВОЧКА

В портфолио Юлии есть портрет Иммануила Канта. Он был выкуплен за 100 тысяч рублей в частную коллекцию, а вырученные деньги пошли в фонд «Верю в чудо».

- Мне приходят заказы: «Сделайте портрет моей жены!». Я отказываюсь, мне это неинтересно, - говорит художница и утверждает, что в таких работах просто нет смысла.

Сейчас Юлия она намерена продолжить серию «Первые» портретом Виктора Пацаева, первого астронома в мире, работавшего за пределами земной атмосферы. Есть идея изобразить Нила Армстронга, первого человека на Луне. Кроме того, параллельно Стародворская впервые в своей практике создает более сложное - цветное изображение (в портретах Леонова и Гагарина использовалась только черная нить на белом фоне). За основу она взяла знаменитую фотографию афганской девочки фотографа Стива МакКарри, которая в июне 1985 года появилась на обложке журнала «National Geographic».

- Это уже нейросетевая работа и это действительно долго. У меня достаточно мощный компьютер, но цветное изображение он вычисляет порядка пяти дней. И не факт, что на выходе это изображение меня устроит так, что его не нужно будет корректировать.

КСТАТИ

«Смотри, какая императрица!»

Самая первая ниточная картина Юли – портрет императрицы Елизаветы Петровны в аэропорту «Храброво», который носит имя российской самодержицы. Портрет закрывает настоящее музейное стекло. Оно, во-первых не дает бликов и защищает нити от выгорания на солнце, а во-вторых, оберегает работу от возможных покушений со стороны вандалов.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Российские художники по-прежнему востребованы в мире

Произведения Юлии Стародворской коллеги оценили по достоинству. Когда в Калининграде проходила выставка работ современных художников (в бывшем здании художественной галереи на Московском проспекте показали 186 работ), портрет Гагарина получил приз зрительских симпатий. Именно после этого Юле посоветовали идти на онлайн-площадки и предлагать свое творчество миру.

Существует огромное количество онлайн-галерей, где продаются и работы российских художников. На международном рынке это востребованный и очень дорогостоящий товар. И если за картины вышеупомянутого Петроса Врелиса дают от 1 000 до 15 000 долларов, то произведения нашей соотечественницы Анны Абакумовой продаются и за 6 000, и за 12 000 долларов. Но в связи с политической обстановкой галереи перестали сотрудничать с россиянами. Хотя связано это не с русофобией, а с проблемами вывода денег: система платежей PayPal у нас в стране теперь не работает. Трудности и с логистикой, и с сервисами доставки. Но галереи хотят продолжать работать с художниками из России, и не разрывают с ними отношения совсем.