Премия Рунета-2020
Калининград
+2°
Boom metrics
Экономика28 апреля 2022 17:08

Калининградским бизнесменам дадут «глоток воздуха»

Со стороны региональных и федеральных властей анонсированы меры поддержки промышленности в условиях санкций
Растаможенные на область калининградские фуры рвутся в «большую» Россию.

Растаможенные на область калининградские фуры рвутся в «большую» Россию.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Вот уже второй месяц региональный бизнес живет в новых условиях, связанных с введением беспрецедентных западных санкций. Предприниматели пытаются переформатировать свою деятельность, ищут новых поставщиков и рынки сбыта.

Под ударом - промышленники

- Переориентация бизнес-процессов идет не просто, - признала уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Светлана Нижегородова. - Мы понимаем, что этот кризис затронул больше всего промышленные предприятия, чего не было в «коронавирусную историю», когда сильнее всего пострадал малый бизнес. Все эти предприятия работали с импортными компонентами, сырьем, экспортировали готовую продукцию за рубеж.

Однако бизнес справится с помощью государства, уверена беизнес-обмбудсвумен, хотя бы потому, что власти уже объявили курс на экономическую свободу, готовность дать глоток воздуха, чтобы деловые люди максимально проявили всю присущую им предпринимательскую инициативу. В Калининградской области создан и работает оперативный штаб по поддержке экономики. Руководство региона уже разработало и представило первый пакет мер поддержки. Он предоставляет возможности пополнения оборотных средств предприятий, дофинансирования инвестиционных проектов, развития импортозамещения.

Ставка ниже, чем жизнь

Малому и среднему бизнесу для сохранения рабочих мест уже доступны займы на оборотный капитал под 5 процентов годовых в размере не более 5 фондов оплаты труда, но не более 20 миллионов рублей. Промышленные компании на аналогичных условиях могут пополнить свою «оборотку» на 25 миллионов рублей.

Не останутся без помощи со стороны властей и уже начатые инвестиционные проекты, которые из-за риска увеличения стоимости бюджета рискуют остаться незавершенными. На них власти Калининградской области готовы выделить до 50 миллионов рублей всего под 1 процент годовых.

До 300 миллионов рублей могут получить проекты в сфере импортозамещения или обеспечения логистической безопасности региона, равно как и те, что направлены на повышение уровня локализации производств. В этом случае процентная ставка составит 2 процента на весь срок (до 5 лет) пользования займом.

Анонсирована и проработка новых мер.

Федералы нам помогут

На федеральном уровне озвучена и важная нефинансовая мера поддержки бизнеса – тотальный мораторий на проверки, как плановые, так и неплановые. Исключение составят налоговые и таможенные проверки, но и они должны проводиться «без фанатизма» и под строгим контролем органов прокуратуры. Кроме этого, Центробанк РФ установил до 31 августа максимальное значение эквайринговых комиссий (эквайринг - это возможность для торгового предприятия принимать безналичную оплату товаров и услуг пластиковыми картами – Ред.) на уровне 1 процента для компаний, которые продают социально значимые товары или предоставляют такие услуги.

В начале апреля Калининград посетил уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов. Ему сообщили о такой специфической проблеме, как областная растаможка. После введения очередного пакета санкций, калининградские грузоперевозчики не могут осуществлять перевозки по территории Евросоюза и в «большую» России въехать не могут. Поэтому калининградский бизнес просит федеральный центр приравнять областную растаможку к российской, чтобы местные перевозчики смогли получить заказы.

- Я думаю, что это логично, и это на федеральном уровне сейчас рассматривается, - отметила Светлана Нижегородова.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

«Лоббировать надо было не паромные, а контейнерные перевозки»

Эксперт уверен, что можно не только решить транспортные проблемы эксклава, но и обеспечить ему хорошие перспективы

Одной из главных проблем для калининградской экономики все больше становится транспортная составляющая. В случае сухопутной блокады нашей области Литвой и Польшей – а об этом говорят все чаще и громче - панацеей видится паромное сообщение между Калининградом и остальной Россией. Хотя управляющий партнер компании «Инфрапроекты» Алексей Безбородов, насколько можно понять, скептически оценивает возможности такой переправы. В интервью информресурсу RuBaltic.Ru авторитетный транспортный эксперт предлагает сконцентрировать внимание на другом варианте.

- Все последние годы заинтересованные ведомства усиленно лоббировали паром, в то время как необходимо было заниматься развитием контейнерных перевозок, - уверен Безбородов. – Вот ходили бы сейчас вместо паромов контейнеровозы между Калининградом и Санкт-Петербургом, никаких проблем ни с поляками, ни с литовцами вообще бы не было. Малюсенький контейнеровоз на 150 теусов (условное обозначение 20-футового контейнера – Ред.) перевозит грузов больше, чем огромный паром с кучей вагонов, различных приспособлений и самое главное – массой обслуживающего персонала.

По мнению Безбородова, чтобы обеспечить потребности российского эксклава на Балтике, будет вполне достаточно всего четырех контейнеровозов, работающих по графику «два в пути – два в обработке». Несомненным плюсом тут можно считать отсутствие необходимости господдержки. Насколько известно, калининградские власти уже попросили Москву дотировать паромное сообщение. В случае же с контейнерными перевозками – «нормальным бизнесом с нормальным масштабированием и нормальными расчетами», по словам эксперта, необходимости в господдержке нет, оператор вполне способен зарабатывать самостоятельно.

- Кроме того, все, что сейчас везут через Литву, с простоями и прочими сомнительными удовольствиями, в случае с контейнеровозами будет просто идти через Питер и питерские склады, - добавляет Безбородов. – И Россия будет давать зарабатывать не литовским АЗС, а выстроит собственную внутреннюю цепочку.

По мнению специалиста, у Калининградской области имеются десятки вариантов для работы с контейнерами, а кроме того, масса возможностей для дальнейшего развития в этом направлении с перспективой стать хабом для грузов, которые должны приходить в Россию, минуя европейские порты.

Что ж, стоит признать, подобный проект и впрямь выглядит весьма привлекательным. Но что скажут по этому поводу другие специалисты.? А главное – региональное руководство.