Власти до сих пор ищут подрядчика, который законсервирует руины, засыпав их песком, но пока желающих нет.
Фото: Иван МАРКОВ
Московские эксперты по внедрению мультимедиа-продуктов в музейные пространства Сергей Михайлов и Андрей Филиппов известны тем, что участвовали в создании проекта подземного музея Чудова монастыря. Экспозиция нового музея, пока еще не открытого для туристов, основана на результатах археологических исследований и посвящена древнейшей истории Москвы и ансамблю монастыря, располагавшегося на территории Кремля с 1365 по 1929 год.
На прошлой неделе эксперты побывали в Калининграде, выступили на презентации в зоопарке и рассказали о своем уникальном опыте. Конечно же, у калининградских музейщиков тут же возник вопрос: а можно ли что-то подобное музею Чудова монастыря сделать и с подвалами Королевского замка? В тот же день Сергей Михайлов и Андрей Филиппов согласились посетить руины вместе с корреспондентом «Комсомолки», чтобы оценить «масштаб бедствия».
В ПРОШЛОЕ - С ПОМОЩЬЮ ДЕВАЙСОВ
Стоя на краю самой достопримечательной ямы Калининграда, Сергей Михайлов поделился своими мыслями по поводу реальных возможностей ее музеефикации.
- Фундамент придела одного из храмов Чудова монастыря и все, что находилось вокруг, археологи нашли, когда снесли 14-й корпус администрации Московского Кремля, - напомнил Михайлов. - В случае Калининграда интересна общегородская урбанистическая задача - сделать проект под условным названием «Кенигсберг, которого нет». Возможно, в технике смешанной реальности, где можно будет себе представить при помощи различных девайсов и электронных устройств, как это все выглядело. Я так понимаю, остались какие-то фотодокументы?
- Да, их довольно много. Причем, представления о внутреннем убранстве тоже есть.
- В принципе, мы даже знаем, как все можно сделать. Я вижу это в виде виртуальной реконструкции объекта на начало ХХ века. Что делать с оставшимися фундаментами? Ведь есть еще какие-то артефакты и наверняка они сейчас находятся в музее. Эти предметы городской археологии можно было бы сюда перенести. Примеров реализации подобных проектов сегодня много, например, в той же Москве или в Коломне.
Сергей Михайлов и Андрей Филиппов с ходу предложили несколько интересных идей.
Фото: Иван МАРКОВ
- Что можете сказать по поводу желания властей засыпать подвалы песком? Они это называют «повторным погружением в грунт».
- Есть такой способ консервации, если нет средств или мыслей относительно будущего объекта. Иногда бывает и хуже: не песком или землей засыпают, а заливают бетоном. Не армированным, конечно. И когда будут новые технологии, смогут и бетон откопать, - улыбается Михайлов. - Здесь нужно понимать возможности и желания властей. Что же касается музеефикации, то этим должны заниматься специалисты, тем более, контуры объекта тут вполне понятны. В музеефикации подобного объекта ничего уникального нет. Начать стоит, конечно, с археологов, чтобы понять, что именно сохранять. Возможно, есть какие-то подводные камни, о которых мы сейчас ничего не знаем. Нужно понимать, какая тут геоподоснова, как и почему объект затапливается, осадки это или грунтовые воды.
- Насколько этот проект может быть дорогостоящим?
- Сегодня про цены вообще очень сложно говорить. Нужен проект, чтобы понять, сколько его реализация будет стоить, какое время будет затрачено, и какие усилия потребуется приложить. Если рассматривать полноценный стеклянный купол, то тут минимум нужно хотя бы что-то вроде сохранной кровли поставить. Нужно обеспечить микроклимат, решить вопрос с охраной и безопасностью объекта.
«СЕЙЧАС ВСЕ ВЫГЛЯДИТ КАК ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»
- Каким вы видите будущее подвалов и фундаментов замка?
- Один вариант, как я уже сказал, - дополненная реальность. Но прежде, чем приступить к работе, необходимо сделать все, чтобы это дальше не разрушалось. Нужно понимать, что если все разрушится до руинированных кирпичей, говорить о музеефикации будет поздно, смысла в ней мало будет. Сейчас все выглядит как Древняя Греция или Древний Рим. Как только цель будет достигнута, и все будет законсервировано, можно приступать к созданию музейной экспозиции. Этим, на мой взгляд, должны заниматься смежные команды экспертов.
- А стоит ли восстанавливать замок?
- Конечно, нет. Это будет какой-то новодел, потемкинская деревня. Это никому не будет интересно. Все будут лишь смеяться и показывать пальцем. Причем, и внутри страны и за ее пределами. Лучше работать с тем, что есть уже сейчас, как это во всем мире принято. Это, впрочем, уже дело архитектора.
ПРО ДОМ СОВЕТОВ
- Можете заодно и про Дом Советов пару слов сказать?
- С одной стороны, ваш Дом Советов - это недострой, который не может существовать в таком состоянии вечно. С другой стороны, возможно, его уже и достроить нельзя, потому что какие-то конструкции пришли в негодность. Конечно, это необычная архитектура, но лет через 30 после сноса Дома Советов про него мало, кто вспомнит. Дело в том, что Королевский замок на этом месте стоял несколько столетий, а это здание - меньше полувека. Оно останется лишь в архитектурных каталогах. Такое и в Европе, и в Азии происходит: что-то сносят, что-то строят. Существование Дома Советов - дело споров, а вот подвалы Королевского замка - это то, что уже нельзя снести. Их можно только уничтожить, но это будет варварством. Все, что могли, с замком уже сделали бомбардировками и взрывами. То, что осталось, нужно просто сохранить.