Премия Рунета-2020
Калининград
+19°
Boom metrics
Общество4 октября 2023 15:25

Финалист «Учителя года – 2023» от Калининграда: Участие в конкурсе сравниваю с заплывом

Наш земляк Александр Соколенко вошел в число 90 лучших педагогов страны
Александр Соколенко преподает русский язык и литературу в школе №28.

Александр Соколенко преподает русский язык и литературу в школе №28.

Фото: 28shkola.ru

Вот-вот станет известно имя победителя очередного Всероссийского конкурса «Учитель года». Профессиональное состязание в этом году проходит в Подмосковье. Калининградскую область в финале, куда прошли 90 учителей со всей страны, представлял преподаватель русского языка и литературы школы № 28 Александр Соколенко. К сожалению, попасть в число 15 лауреатов (из них 5 октября выберут «Учителя года – 2023») наш земляк не сумел, но остался доволен своим выступлением.

В первом туре финала конкурсантам пришлось писать педагогический диктант, провести разговор со школьниками и урок.

- Думаю, урок у меня получился, - считает калининградец. - По крайней мере, то, на что был способен, я сделал. Хотя, конечно, всегда хочется лучше… А сам конкурс можно сравнить с заплывом. Когда бывает трудно, когда оставили силы, когда нельзя остановиться на середине, но ощущения невероятные: впечатления, энергия, мощь, развитие!

Вот что еще рассказал о себе наш герой.

О карьере

- Родился я в Казахстане, но в Калининграде живу с 6 лет, - говорит Александр. – Выпускник БФУ имени Канта. Прошлым летом откликнулся на предложенную вакансию. Подкупили близость к дому, хорошие условия труда, а еще - молодой и дружный учительский коллектив.

Судя по всему, молодой педагог обладает здоровыми амбициями.

- Мне хочется развиваться самому и развивать не только свою школу, но и систему образования в целом, - признается Александр. - Конкурс дает прекрасную возможность обмениваться опытом с коллегами, предлагать идеи. Для меня это событие - не столько соревнование, сколько доброжелательная атмосфера, творческие вечера, шутки, истории, поддержка друг друга.

Об ошибках

- Перед каждым волнительным событием я себе даю обещание, что не буду казниться, если допущу ошибку. Если перед стартом думаешь о том, как бы не ошибиться, обязательно ошибешься.

О литературе

- Времени на изучение современной литературы практически нет. Разве что на каникулах, но в этом году они были заняты подготовкой к конкурсу. Успел прочитать «Сумерки мира» Вернера Херцога (16+). Это история японского солдата Хироо Оноду, который в течение нескольких десятилетий после окончания Второй мировой думал, что война продолжается, и скрывался в филиппинских джунглях. Меня потрясло то, как документальная история постепенно наполняется философскими размышлениями. Казалось бы, это рассказ про фанатика, жертву собственных заблуждений. Но когда Онода (и мы вместе с ним) видит, как летят бомбардировщики во Вьетнам, картина мира переворачивается: кто более безумен - солдат или остальной мир, превратившийся в джунгли?

О любви к чтению

- Как приобщать детей к чтению? Личным примером, интересной подачей информации, созданием ситуаций успеха. И это я говорю не только как учитель, но и как родитель. Связь ребенка с книгой нельзя прерывать никогда!

Об оценках

- У меня нет своей шкалы, учителя используют методические рекомендации. Неуд ставится, если нет работы или если она выполнена менее чем на 30% (такова наша внутришкольная система оценивания). Хотя у многих работ (диктантов, сочинений, изложений) немного другие критерии. Мы с учениками их обсуждаем и при этом зачастую отталкиваемся от экзаменационных критериев.

Об искусственном интеллекте

- Пока пробую. Проверял, как ChatGPT (чат-бот с искусственным интеллектом, способный работать в диалоговом режиме. – Ред.) справится с сочинениями по темам, которые собирался предложить классу. Пришел к выводу, что без литературной обработки сочинения плохие, а главное, заметно, что написаны автором «не в теме». Еще я пробовал создать в нейросетях изображения по строчкам из литературных произведений. Вот это можно использовать, но важно продумать учебное задание, потому что заменить иллюстрации к текстам они вряд ли смогут.