Премия Рунета-2020
Калининград
+4°
Boom metrics
Звезды10 февраля 2024 8:00

Народный театр Калининграда отметил юбилейный сезон рок-оперой

На музыку прекрасно легли стихи Николая Заболоцкого
Игорь Самарин
Энергетика постановки лишь подчеркивает актуальность творчества советского поэта.

Энергетика постановки лишь подчеркивает актуальность творчества советского поэта.

Фото: Литературный театр

Ностальгическое предисловие

То, что стихи Николая Заболоцкого прекрасно ложатся на рок-музыку, мне стало ясно еще в 1982-м благодаря суперпопулярной тогда группе «Круиз». Помню как сейчас: «Не позволяй душе лениться…» М-да. В общем, я просек тему за почти полтора десятка лет до того, как по телику принялись активно крутить клип «Колотушка». Но, как теперь выясняется, Василия Лаврова и группу «Территория» намного опередили и в Литературном театре Калининграда.

В 1989 году певец и актер Леонид Зинин вместе с несколькими театральными музыкантами сочинили целую рок-оперу на стихи Заболоцкого. Либретто на 12 треков написал драматург и литератор Владимир Сухов. Получившееся вокально-инструментальное произведение прозвучало всего один раз, но запись, к счастью, сохранилась. На ее основе 30 с лишним лет спустя основатель и главный режиссер ЛТ Альберт Михайлов решил поставить спектакль. Написал сценарий (как потом оказалось, свой последний), распределил роли, но осуществить постановку не успел.

К идее вернулись накануне 50-го сезона «Литературного» и в преддверии 85-летия его легендарного главрежа. Преподаватель музыкального колледжа имени Рахманинова Дмитрий Кошелев (член Союза композиторов, между прочим) сделал профессиональную аранжировку. Он же стал автором и исполнителем песни «Можжевеловый куст» - одного из самых мощных, на мой взгляд, хитов «натурфилософской рок-фантазии по мотивам судьбы и творчества Николая Заболоцкого».

Михайловское наследство

Хотя премьера постановки Литературного театра «Меркнут знаки Зодиака» состоялась еще 30 октября прошлого года, оценить ее лично я смог только на днях. Но лучше поздно, чем никогда. Зато предварительно удалось побеседовать с нынешним руководителем театра Александром Смирновым и актрисой Ольгой Смирновой.

- Кажется, на 30-летие «Литературного» Альберт Сергеевич в интервью сказал мне, что любительские театры в принципе больше 15 лет существовать не могут. Чем объяснить ваш феномен?

- Порой сами удивляемся, что мы еще живы. А объяснить это можно исключительно личностью Михайлова, тем, что мы продолжаем руководствоваться его заветами, стараясь делать все, как делал он. Главный михайловский принцип – «Мы не театр, мы играем в театр», не ограничиваясь ни авторами, ни эпохой, ни стилями, ни жанрами. Что нам на данный момент интересно, то и воплощаем на сцене. Но, конечно, стараемся соответствовать духу времени, актуальным настроениям общества, всегда отстаивать свою гражданскую позицию. Мы же не театр кабуки - хотя были и подобные проекты…

От восьми и старше

«Литературный» всегда был особенно склонен к, так сказать, «литературно-музыкальным» проектам и свои предпочтения, похоже, сохранил в полной мере. При этом стараясь выдерживать манеру исполнения, которая нынешней молодежи может казаться несколько архаичной. Все-таки на дворе уже не времена «Звезды и смерти Хоакина Мурьеты» с «Юноной» и «Авось», пусть даже эти рок-оперы у завзятых меломанов по-прежнему на слуху. «Меркнут знаки Зодиака» - такой же классический случай приверженности стилю, выработанному у нас в стране на рубеже 1970-1980-х.

- Корифеям «Литературного» уже сильно за… В общем, они достигли вполне солидного возраста. Проблема омоложения труппы остро стоит даже в любом из профессиональных театров, а уж в любительском, где люди играют «за интерес», наверное, и подавно?

- Самой младшей из наших актрис – восемь лет. Настя Алексенко красной нитью проходит через весь спектакль. Высмотрели ее еще в детском саду, когда искали исполнителя на роль маленького ребенка в готовящейся постановке. Родители согласились попробовать. Так вот, теперь Настя сама требует от папы с мамой, чтобы ее привозили на репетиции. Или вот буквально сегодня был телефонный звонок: хочет прийти некая девушка - возраста пока непонятно какого. Это ведь у нас для досуга был только «Литературный», у нынешней молодежи других возможностей проводить свободное время - с избытком. Тем не менее кое-кто появляется, белые вороны ведь всегда существуют. Кстати, не только молодежь пополняет труппу. Недавно пришел мужчина, которому 55. Присутствует на каждой репетиции, невзирая на то, занят он в эпизоде, который репетируют, или нет. Это вообще здорово, когда человек ощущает себя не массовкой, а полноправным членом коллектива единомышленников. Такой подход и Альберт Сергеевич культивировал.

Почтеннейшая публика

Режиссер-постановщик спектакля Александр Смирнов поставил перед собой сложную задачу: познакомить публику не только со всеми тремя периодами, на которые литературоведы разделяют творчество Заболоцкого, но и поведать о трудной судьбе этого яркого поэта. Все-таки отнюдь не каждому из собратьев Николая Алексеевича по цеху удалось не только пережить Большой террор, но и вновь добиться признания, в том числе и у властных кругов. Возможно, «биографические» перебивки между песнями, особенно на взгляд современной аудитории, успевшей привыкнуть к сугубо развлекательной подаче материала, и впрямь могли бы быть чуть динамичнее. С другой стороны, вдумчивый зритель наверняка оценил предоставленную возможность поразмышлять над увиденным и услышанным. Во всяком случае, во время выхода исполнителей на поклон букеты к сцене несли во множестве, а такое, как говорят, даже в «Драме» теперь редко увидишь.

- Литтеатр всегда славился преданными ему поклонниками. Такие еще сохранились?

- Кто не на кладбище, те приходят. Мы им стараемся создавать особые условия, если требуется. У музыкального колледжа, где мы давали «Меркнут знаки Зодиака», договор о продаже билетов с оператором «Кассир.Ру». Но ведь многие из тех зрителей, которые на нас все эти десятилетия ходят, с интернетом далеко не на «ты». И нам пришлось выцыганить ряд, на который билеты продаются «вручную», специально для такой публики.

Не хотелось бы, чтоб после этого, чего уж там, немного грустного признания сложилось впечатление, что на спектакль, мол, идут одни старики. Нет, в зрительном зале присутствовала и молодежь, причем в изрядном количестве. Что, безусловно, обнадеживает, навевая строчки другого популярного когда-то рок-хита: «Театр – не мода, вечен всегда…»

В ТЕМУ

Обещанного два года ждать

Проблема со сценой для народного театра теперь на контроле у помощника президента России

Получив возможность играть «Меркнут знаки Зодиака» на площадке музколледжа, актеры Литтеатра явно наслаждаются возможностями полноценной сцены, которой лишены уже несколько лет. Хотя проблеск надежды появился после вмешательства действительного государственного советника 1-го класса Владимира Мединского.

По ходу состоявшейся прямой линии с участием помощника президента, местных чиновников и главрежа «Литературного» Владимир Ростиславович задал прямой вопрос насчет сцены для любительского театра зампреду регионального правительства Илье Баринову. Тот клятвенно заверил, что 108 миллионов рублей на означенные цели выделены и не далее как к декабрю 2025 года актеры ЛТ перестанут наконец мыкаться по съемным площадкам. Мединский строго-настрого предупредил, что больше никаких переносов сроков не потерпит.