Премия Рунета-2020
Калининград
+9°
Boom metrics
Происшествия4 декабря 2023 8:50

«Я не знаю, почему зарезал пятимесячного мальчика»

Отбывающему пожизненное заключение калининградцу, который лишил жизни минимум пять человек, четверть века спустя предъявили новое обвинение
Уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направили в суд.

Уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направили в суд.

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Галстук с запахом смерти

Новость о том, что совершенное 27 лет назад в Калининграде двойное убийство удалось раскрыть по запаху, широко разошлась в СМИ. Напомним: в июле 1996 года вернувшийся из командировки горожанин обнаружил в своей квартире в Трамвайном переулке тела жены и старшей 15-летней дочери. Младшая девочка (ей было 10) хотя и выжила, но о том, что случилось, рассказать почти ничего не могла. Однако соседка по дому сообщила следователям, что в тот вечер столкнулась в подъезде с каким-то незнакомым мужчиной, и довольно подробно описала его внешность.

Увы, составленный фоторобот не помог. Хотя кондуктор одного из трамваев опознала в нем пассажира, который рассказал ей, что приехал с каким-то музыкальным ансамблем то ли из Литвы, то ли из Белоруссии (в Калининграде как раз проходил музыкальный фестиваль). Возможно, сосредоточившись на версии о залетном преступнике, правоохранители так и не смогли выйти на настоящего злодея. Как бы то ни было, уголовное дело зависло в «глухарях».

Изобличить убийцу и насильника помогли галстук, которым преступник душил своих жертв, и перспективное, активно развивающееся в последние годы, направление криминалистики - ольфакторная экспертиза. Оказывается, запах каждого человека столь же уникален, как и отпечатки пальцев, и ДНК. С помощью специальных методов запах выделяют и консервируют, что и было проделано с пресловутым галстуком. После этого следователи регионального управления СКР принялись «отрабатывать» лиц, уже судимых за аналогичные деяния. В итоге добравшись до 52-летнего калининградца, который в печально известной соликамской колонии «Белый лебедь» отбывает пожизненный срок за убийство пяти человек. Как выяснилось, много лет назад он не только сумел уйти от ответственности за зверскую расправу над семьей в Калининграде, но и долгое время безнаказанно терроризировал город Гусев, где постоянно проживал.

Следствие зашло в тупик

Поздним вечером 2 ноября 1992 года молодая жительница Гусева возвращалась домой по улице Менделеева, когда в районе пустыря к ней подошел подвыпивший парень и принялся активно заигрывать. На просьбу отстать «полуночный ковбой» отреагировал тем, что схватился за сумочку, висевшую у девушки на плече на длинном ремешке. Ремешок от натуги лопнул, и Татьяна (имя изменено. – Ред.) отбросила сумочку в сторону, рассчитывая, что грабитель, которым, по всей видимости, был незнакомец, кинется за добычей, а она сама тем временем сумеет скрыться.

Но вместо этого парень набросился на Таню, повалил и стал срывать с нее одежду. Однако, видимо, перевозбудился, потому что осуществить свои грязные намерения так и не сумел. Роковыми для Татьяны стали слова, которые она в сердцах бросила насильнику: «Не можешь – не берись!» Взбешенный новым унижением подонок схватил валявшийся поблизости оторванный ремешок и им задушил свою жертву. Присыпанное первым снегом тело наутро обнаружил местный житель, выгуливавший свою собаку.

- Для раскрытия убийства создали следственно-оперативную группу, было выдвинуто несколько версий, но работа по ним шла ни шатко ни валко, прокуратура и милиция действовали несогласованно, и в итоге следствие зашло в тупик, - рассказывает полковник милиции в отставке Николай Снеговой, в 1997-2001 годах возглавлявший Гусевский РОВД. – Сказалось и отсутствие опыта, ведь до этого если на территории города и района и совершались убийства, то в основном на бытовой почве.

Начальник Гусевского РОВД в 1997-2001 годах полковник милиции Николай Снеговой.

Начальник Гусевского РОВД в 1997-2001 годах полковник милиции Николай Снеговой.

Фото: Из личного архива

Тело в реке

Прошел год, и 9 ноября 1993-го из реки Красной у поселка Липово, километрах в пяти от Гусева извлекли обнаженное тело женщины средних лет. Судмедэксперты установили, что жительница райцентра была задушена и изнасилована. Накануне Нина Ивановна (имя и отчество изменены. – Ред.) после работы зашла в гости к родственникам, а уже ближе к ночи отправилась домой.

Как выяснилось уже гораздо позже, женщина перешла мост на улице Железнодорожной, поравнялась с небольшим пустырем, и тут на нее напали сзади. Преступник потащил жертву с тротуара в темноту, бросил наземь и принялся раздевать. Судя по всему, Нина Ивановна ожесточенно сопротивлялась, чего насильник от хрупкой на вид женщины никак не ожидал. Тогда он руками схватил несчастную за шею и стал душить, пока женщина не обмякла.

Самое примечательное то, что свидетельницами преступления стали две горожанки из проходившей в тот момент мимо компании. Подруги отправились «в кустики» и вдруг в полутора десятках метров от себя увидели пикантную сцену. Интим под моросящим дождем при температуре воздуха около нуля! «Не могли другого места найти, что ли?» - поинтересовались девицы. Мужчина что-то невнятно буркнул в ответ, а женщина промолчала – она была уже мертва. Труп убийца выбросил в реку, предварительно раздев донага.

- Все было очень похоже на убийство и попытку изнасилования годичной давности, - продолжает Николай Снеговой. – И оба места преступления находились недалеко друг от друга. Почему и это убийство не было раскрыто? По причине отсутствия профессионализма в сочетании с безответственностью тогдашних работников прокуратуры и милиции.

Квартира, залитая кровью

Еще через три с половиной года Гусев был потрясен воистину ужасающим преступлением.

- Утром 14 мая 1997-го мне по внутреннему телефону позвонил дежурный по РОВД: в квартире дома по улице Саперной обнаружены убитыми горожанин, его жена и двое детей, - вспоминает Николай Снеговой. – Откровенно говоря, я сначала не поверил этому сообщению, подумал, что звонивший в милицию вахтер маслосырзавода с бодуна пошутил. Да, это было время кровавых разборок между криминальными группировками, но ведь Гусев не Москва и даже не Калининград. Здесь могут почтальона ограбить, палатку поджечь строптивому коммерсанту, ночью автомагнитолу из машины стащить, но чтобы отправить на тот свет целую семью!..

Около подъезда прибывшую опергруппу встречала женщина, отрешенно курившая сигарету: «Это я звонила. Там в квартире полностью вырезана семья моей дочери».

От увиденного кровь стыла в жилах даже у бывалых сыщиков и видавших виды судмедэкспертов.

- В зале в деревянной кроватке лежала маленькая девочка удивительной красоты, - рассказывает полковник Снеговой. – Ее ночная рубашка была вся в крови.

На теле Ксюши, которой не исполнилось еще и четырех лет, оказалось 17 ножевых ранений, причем три удара были нанесены в сердце, а остальные – по всему телу, будто преступник орудовал ножом в порыве звериного бешенства. В стоявшей рядом другой детской кроватке нашли тело брата погибшей девочки – Мише от роду было всего пять месяцев, но и он получил не менее девяти ударов ножом в шею и лицо.

А в спальне на кровати лежал ничком мужчина с голым торсом. В нескольких местах на спине зияли ножевые раны, больше дюжины, как потом подсчитали, причем половина из них - смертельные. На ногах Олега лежала его жена Лариса, как и ее дочь получившая 17 ударов ножом. Широко открытые глаза убитой женщины смотрели в сторону комнаты, где находились ее дети.

Как раскололи убийцу

Созданную следственно-оперативную группу возглавил опытный следователь облпрокуратуры. Рассматривались десятки версий, в числе которых убийство на ритуальной почве, расправа из-за мести, убийство, связанное с распространением наркотиков, и другие. Для раскрытия преступления задействовали весь личный состав райотдела милиции, оказывали всемерную помощь другие службы УВД, о трагедии сообщили в СМИ, надеясь на содействие общественности. Сообщений от граждан поступало много, благодаря одной информации даже удалось обезвредить крупную группу наркоторговцев. Но необходимый результат в итоге дала версия, согласно которой с семьей мог расправиться кто-то из знакомых Олега и Ларисы.

- Список подозреваемых получился небольшим, - говорит Николай Снеговой. – Просматривая семейные фотоальбомы, я обратил внимание на то, что на снимках часто мелькал некий Игорь Зверев (фамилия изменена. – Ред.). Мне захотелось увидеть его воочию, но, как заявила его мать, сын уехал к бабушке в деревню, помогать сажать картошку. Он почему-то упорно не выходил у меня из головы, и я постоянно напоминал о нем оперуполномоченному, который проводил по Звереву проверку. И вот 21 мая мне доложили: «Прибыл сам, ждет в коридоре».

В кабинет вошел молодой парень среднего роста, худощавый, одетый неброско – в брюки и серую, застегнутую на все пуговицы рубашку.

- Вел он себя вполне спокойно, только лицо у него было какое-то странное, мертвецки бледное, - продолжает Снеговой. – На вопросы отвечал уверенно, но я обратил внимание, что руки он сначала держал на коленях, а потом взял ладонь в ладонь, будто закрылся. Я посмотрел ему прямо в глаза и сказал: «Игорь, то, что ты вырезал ту семью, мы знаем. Я понимаю, что Ксюшу ты убил потому, что она тебя знала и в случае чего могла обо всем рассказать. Но чем тебе угрожал маленький мальчик, которому было всего несколько месяцев?» И тут он весь как-то сжался, сгорбился, низко опустил голову, а потом вдруг выпрямился и произнес: «Я не знаю». И снова понурился.

Палач пришел в гости

С семейной парой, которую он позже жестоко расправился, Зверев познакомился через сестру Ларисы, с которой дружил. Парень неплохо играл на гитаре, быстро стал своим человеком в семье. Вчетвером они периодически выезжали на пикники, вместе встречали Новый год… К моменту убийства Игорь был безработным, хотел поступить на службу в погранвойска и проходил медкомиссии и различные проверки. Днем 13 мая он бесцельно бродил по городу, выпивая то с одними, то с другими приятелями. Часам к девяти вечера решил отправиться к Олегу с Ларисой. Она и открыла гостю дверь, сказав, что муж еще не вернулся с работы, но его можно подождать на кухне, попить чаю, пока она кормит и укладывает спать детей. Олег пришел через час – изрядно навеселе. Еще какое-то время они курили и разговаривали вдвоем, а потом уставший хозяин заявил, что хочет спать, и удалился. На кухню вошла Лариса и предложила Звереву тоже отправляться восвояси, поскольку время уже позднее. «Что было после этого, совершенно не помню», - убеждал подследственный.

- На самом деле Зверев стал приставать к женщине, зная, что ее муж в стельку пьян и не сможет помешать, - излагает свою версию событий полковник Снеговой. – Лариса оттолкнула гостя, который схватил со стола кухонный нож и пошел на нее. По ходу завязавшейся борьбы Лариса оторвала несколько пуговиц с рубашки Зверева, сорвала с его руки часы, даже смогла повалить на пол. И вот тогда он и принялся бить ее снизу вверх ножом - в печень, в грудь, в живот… Истекавшая кровью женщина бросилась в спальню, надеясь разбудить мужа, стала звать на помощь соседей. Те, кстати, слышали доносившиеся из квартиры крики – это было установлено достоверно, но в милицию звонить не стали.

Добив Ларису и зарезав Олега, Зверев пошел убивать детей. После расправы, весь в крови, выбежал на улицу, за углом осмотрелся, увидел, что на рубашке не хватает пуговиц, а на руке нет часов. Хотел было вернуться, чтобы забрать улики, но, завидев шедший по улице милицейский патруль, убежал к реке. Следователям он потом показал, где выбросил нож и утопил рубашку, набив ее камнями. Орудие преступления так и не нашли, а вот рубашку смогли подцепить «кошкой». Вытащили, развернули – четырех пуговиц и впрямь недоставало. Их нашли под трюмо в прихожей злополучной квартиры.

Потерянная улика

- Я решил поинтересоваться у оперативников угрозыска, есть ли по району нераскрытые убийства, совершенные до моего прихода на должность начальника РОВД, - продолжает Николай Снеговой. – Оказалось, есть. После изучения материалов оперативно-разыскных дел меня кинуло в жар. В деле об убийстве девушки в 1992 году подозреваемыми проходили двое братьев Зверевых. Они проживали на улице Менделеева в доме, рядом с которым был обнаружен труп. Я решил проверить Игоря Зверева на причастность к этому убийству. Помню, в одной из бесед он заявил: «Меня ждет два суда – первый земной, а второй будет на небесах». И я ему на это сказал: «По закону тебе грозит смертная казнь, на меньшее не рассчитывай. Поэтому лучше признайся во всех своих злодеяниях, прежде чем попадешь на суд Божий». И на следующий день мне позвонил замначальника угрозыска, который сообщил, что Зверев признался в убийстве девушки на Менделеева.

Снеговой был уверен, что убийство женщины, труп которой нашли в реке, - тоже дело рук Зверева. Тем более у следствия имелась «железобетонная» улика в виде тампона со следами биоматериала насильника. Подследственный, видимо решив окончательно облегчить совесть перед неминуемым «вознесением на небеса» (хотя окружающие были уверены, что такому существу самое место – в аду), и сам в конце концов попросил бумагу, написал очередную явку с повинной и даже нарисовал подробную схему места преступления. Но потом неожиданно пошел в отказ.

- Оказалось, пресловутый тампон Гусевской прокуратурой утрачен! – и сейчас не может сдержать эмоции полковник Снеговой. – Уверен, это было сделано по преступной халатности, неумышленно. И, конечно, ответственности за это никто не понес.

Но главное, кто-то информацию о том, что пропала важнейшая улика, слил адвокату Зверева. Ну а та уже не замедлила известить об этом своего клиента, нужным образом его проинструктировав, что теперь делать.

- Если бы вовремя приехал следователь прокуратуры, провел все следственные действия с применением аудио- и видеозаписи, совершил бы выход на место преступления, закрепив все законным путем, тогда бы никакой адвокат не помог, - резюмирует Снеговой. – А так до настоящего времени это убийство считается нераскрытым, хотя убийца известен.

Новый срок для «пожизненника»?

О происходивших в «лихие 90-е» событиях в Гусеве Николай Снеговой рассказал в своей книге «Бермудский треугольник. Воспоминания полковника милиции».

Впрочем, и пяти трупов за спиной Зверева оказалось достаточно для вынесения ему… нет, не расстрельного приговора. Подсудимому повезло – очень вовремя для него в РФ ввели мораторий на смертную казнь. Вместо «стенки» он получил пожизненный срок.

Теперь Звереву предъявили обвинения в «умышленном убийстве двух лиц, сопряженном с изнасилованием, и в покушении на убийство, также сопряженном с изнасилованием». По версии следствия, обвиняемый, будучи пьян, явился к женщине, с которой познакомился накануне, задушил ее галстуком, а затем прошел в комнату, где спали дочери убитой. Накинув на шею десятилетней девочки тот же галстук, изнасиловал ее.

- Полагая, что ребенок мертв, фигурант совершил те же самые действия в отношении 15-летней школьницы, после чего с места преступления скрылся, - добавили в управлении СКР.

Уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направили в суд. Свою вину Игорь Зверев не признает, и, видимо, для этого у него имеются основания. Ведь, отсидев за решеткой больше 25 лет, «пожизненник» по закону имеет право подать прошение о помиловании. Новый приговор может поставить крест на планах убийцы и насильника обрести вожделенную свободу.