Премия Рунета-2020
Калининград
+19°
Boom metrics
Новости компаний15 июня 2024 16:00

«Таких автомобилей, как здесь, мы не видели никогда!»

По случаю 30-летнего юбилея АВТОТОР мы начинаем поближе знакомиться с самыми опытными работниками автозавода
Николай Литвинов
В 2000 году завод запустил собственный цех сварки, что позволило перейти на более глубокую технологию производства.

В 2000 году завод запустил собственный цех сварки, что позволило перейти на более глубокую технологию производства.

«Сначала был Kadett 1976 года…»

Всерьез заниматься автомобилями Сергей Маталыго начал еще до того, как пришел на АВТОТОР. Вместе с единомышленниками он восстанавливал раритетные машины, которые удавалось найти на просторах области.

- Самым первым был Opel Kadett 1976 года, - вспоминает Сергей Анатольевич. - Некоторые фрагменты мы изготавливали вручную, особенно кузовные детали - их вообще было не найти. Нередко такие автомобили мы покупали в сельской местности у пожилых людей, у которых они просто стояли без движения и ржавели. Бывало, что менялись с кем-то.

Сергей Маталыго.

Сергей Маталыго.

Конечно, бизнесом восстановление старых авто назвать было трудно – скорее, дорогостоящее хобби. Основным местом работы Сергея Маталыго оставался Рыбтехцентр, где он трудился токарем-инструментальщиком. Когда в 1997 году стало известно о появлении в Калининграде автомобильного завода, Сергей Анатольевич не раздумывая решил попробовать свои силы там. Отнес на АВТОТОР резюме, прошел жесткий отбор и получил место грузчика-стропальщика.

- Конечно, первые впечатления от завода оказались непередаваемые. Подержанных иномарок в области было много, но новых современных автомобилей мы и не видели никогда, - объясняет Сергей Анатольевич.

В 2000-м на площадке в поселке имени Космодемьянского заработал цех сварки и окраски, и Сергей Маталыго перевелся туда. По направлению прошел переквалификацию в Тольятти по специальности «оператор контрольно-измерительной машины» и открыл новую главу в своей жизни. Постепенно вырос в начальника сначала отдела, а потом - Управления входного контроля. В этой должности он работает и сегодня. В сферу ответственности входит работа с внешними поставщиками и проверка качества всех приходящих на завод машинокомплектов.

- Переход в руководители был для меня непростым, - отмечает Сергей Маталыго. - В штате больше 50 человек, приходилось жертвовать временем с семьей и посвящать его работе. Ездил в командировки в Корею и Германию, налаживали контакты, решали вопросы поставок. Я прошел всю цепочку от истоков происхождения комплекта до отправки деталей на наш конвейер в Калининграде. Не сказал бы, что сейчас специфика изменилась – конструктивно автомобили практически те же. Находим общий язык с новыми партнерами, тоже намечаются командировки. Есть чему уделить внимание. Будем перенимать их опыт и делиться своим.

Раритетными автомобилями Сергей Анатольевич давно не занимается. Уже лет десять у него совершенно другое увлечение – пасека. Есть гектар земли в поселке Мушкино, где стоят 50 драгоценных ульев. Все выходные пчеловод проводит там. В прошлом году, например, получилось снять две тонны (!) меда. Урожай быстро разошелся по родственникам, друзьям и знакомым. Под пчелиный «график» Сергей Анатольевич даже подстраивает собственные отпуска. Сначала берет отпуск в мае, когда идет размножение пчел, потом – в августе, когда нужно откачивать мед.

- Я по-прежнему, как в самый первый день, горжусь тем, что работаю на АВТОТОР. Конечно, за эти годы мы многое пережили вместе с заводом, и сейчас непростое время. Но какими бы ни были трудности, мы всегда с ними успешно справлялись, и сейчас, не сомневаюсь, будет так же, - уверен Сергей Маталыго.

Призвание и путь длиной 1500 километров

Наталья Вадимовна Юшкова потомственный механик: этой важной и нужной профессии посвятили всю жизнь ее родители. Правда, при поступлении в институт в родном Архангельске девушка изначально выбрала несколько другое направление - электроснабжение предприятий, городов и сельского хозяйства. Но… В самый ответственный момент Наталья заболела ангиной, зачисление сорвалось, и она все-таки оказалась на «механике». На курсе, где в основном учились парни, представительница прекрасного пола совсем не затерялась, окончила вуз с хорошими оценками и в списке на распределение оказалась на высоком третьем месте.

Наталья Юшкова.

Наталья Юшкова.

- Когда узнала, что направляют в Калининград, честно говоря, расстроилась, - не скрывает Наталья Вадимовна. – Но мама успокоила, сказала, что город хороший, да и отработать нужно было всего три года, а потом вернуться домой.

С такими мыслями молодой инженер-механик отправилась в 1980 году за полторы тысячи километров от Архангельска на самый запад страны. Калининград ей действительно понравился, здесь Наталья вышла замуж, родила двух замечательных сыновей. Местом работы с первого дня стал Калининградбуммаш. Начинала технологом, затем перешла в мастера, была старшим мастером и начальником участка шиберных задвижек.

- В 90-е, как и всем, нашему предприятию пришлось тяжело. Я переживала, что сократят, а у меня на руках двое детей, - делится воспоминаниями Наталья Вадимовна.

Спасением для заводчан стало появление в поселке имени Космодемьянского завода АВТОТОР. Многие работники Калининградбуммаша благодаря своей высокой квалификации оказались востребованы на новом предприятии. Наталье Юшковой даже не пришлось менять привычные стены: на ее агрегатном заводе начался выпуск оснастки, необходимой для производства автомобилей.

- Сначала было трудно, потом втянулись. Конструкторы и технологи очень здорово нам помогали, - отмечает Наталья Вадимовна.

Сегодня наша героиня – слесарь механосборочных работ – бригадир участка универсального оборудования. А вне работы – уже не только мама, но и счастливая бабушка и заядлая огородница. Говорит, что помидоры, огурцы, картошку, капусту, свеклу и прочую зелень давно в магазине не покупает, урожая хватает на все три семьи. В этом году список продуктов могут пополнить… арбузы. Наталья Вадимовна решила в качестве эксперимента попробовать вырастить несколько штук. С такой жаркой погодой, которая часто бывает в последние годы, шансы очень неплохие. Даже во время отдыха в южных странах, куда несколько раз организованно летали автоторовцы, Наталья Вадимовна всегда с особым интересом изучала местную флору.

- Я всегда мечтала побывать в южных широтах. Мы были в Эмиратах и два раза на Канарских островах. Посмотрела, как там бананы, апельсины, кофе растет, - вспоминает она.

Спустя 25 лет работы на АВТОТОР Наталья Вадимовна по-прежнему наслаждается обстановкой в коллективе.

- Атмосфера у нас очень доброжелательная, - рассказывает она. – На заводе до сих пор работают несколько человек, с которыми мы вместе из Калининградбуммаша переходили. Нравится отношение работодателя, который не раз поддерживал меня в трудные минуты. Сейчас много молодежи приходит, с удовольствием передаем им свои знания и опыт, стараемся помогать. Они – будущее нашего завода.