Премия Рунета-2020
Калининград
+5°
Boom metrics
Звезды23 июня 2021 15:42

Юрист - об иске Земфиры к Гришковцу: Перспективы нерадужные

По мнению управляющего партнера столичной «Коллегии медиаюристов» Федора Кравченко, певица выбрала неудачный повод
Гришковец уже принес публичные извинения, но неизвестно, приняла ли их Земфира.

Гришковец уже принес публичные извинения, но неизвестно, приняла ли их Земфира.

Фото: Александр КАТЕРУША

Шумиха вокруг конфликта проживающего в Калининграде Евгения Гришковца и Земфиры поднялась в конце прошлой недели. СМИ стало известно о том, певица решила подать на драматурга в суд. Поводом послужили высказывания Гришковца по поводу выхода нового альбома Земфиры «Бордерлайн». В частности, писатель заявил, что «она наркоманка» и песни на пластинке «наркоманские».

Земфира оценила моральный вред в 1,5 млн руб. и потребовала публичного извинения. Прошло пару дней, и извинение прозвучало, но, как сообщают различные источники, артистка все равно намерена судиться.

О перспективах такого разбирательства «Комсомолка» поговорила с управляющим партнером московской «Коллегии медиаюристов» Федором Кравченко.

- Перспективы этого иска не кажутся мне радужными и легкими, и в целом, хотя я очень приветствую стремление звезд (которое бывает редко) решать вопросы, связанные с честью, достоинством и деловой репутацией, в судах, я считаю, что здесь Земфира выбрала повод неудачно.

- Интересно. Почему?

- Посмотрев видео, в котором беседовали Михаил Козырев и Евгений Гришковец, я сделал однозначный вывод, что Гришковец высказывал свое мнение о свойствах музыки Земфиры применительно к ее последнему альбому. При этом Михаил Козырев сказал, что ему нравится альбом, а Гришковец высказал однозначное мнение, что ему эта музыка не нравится. Поэтому фраза из искового заявления о том, что «слова Гришковца носят порочащий характер, символизируют антиобщественное поведение, наркоманию и не соответствуют действительности, поскольку нет доказательств, что певица Рамазанова является наркоманкой», как минимум спорные. В данном случае Гришковец вряд ли подразумевал, что Земфира употребляет наркотики. Скорее похоже, что он говорил о качестве ее музыки, и в этом смысле однозначно не обойтись ни одной, ни другой стороне в доказывании своих доводов без экспертизы.

- И что она может показать?

- А вот результаты экспертизы предсказать невозможно, и скорее я бы сказал, что они были бы отрицательными для Земфиры. Дело в том, что слово «наркоман» имеет и переносное значение. Кто-то может запросто сказать, что для меня музыка - это наркотик. Наркоман - это не обязательно человек, который употребляет наркотики, хотя это, конечно, первое, основное значение. В переносном смысле можно наркоманом назвать любого человека, который имеет какое-то устойчивое влечение к чему бы то ни было, в том числе и не химической природы. Вполне возможно, что слова Гришковца и можно толковать в качестве высказывания о том, что Земфира наркоманка и поэтому у нее наркоманские песни, но в данном случае это придется доказывать истцу. Гражданский кодекс разделяет бремя доказывания по искам о защите чести, достоинства по-разному. Истец должен доказать, что сведения относятся к нему и что сведения порочащие, а ответчик должен доказать их соответствие действительности. Наверное, Гришковец не будет доказывать, что Земфира употребляет наркотики. Скорее на месте юристов Гришковца стоило бы занять позицию о том, что речь идет об оценке, которая вообще не проверяется на предмет соответствия действительности. Например, я, послушав музыку Прокофьева, могу сказать, что это наркоманская музыка. И это абсолютно не будет означать, что я обвиняю Прокофьева в употреблении наркотиков. Это означает, что я высказываю свое представление об авторе такой музыки, которая соответствует какому-то больному сознанию наркомана. Поэтому мне кажется, что дело закончится либо мировым соглашением, либо отказом от иска, либо, что гораздо менее вероятно, взысканием небольшой суммы…

- Пока там сумма приличная - полтора миллиона рублей…

- Дело в том, что по искам о защите чести и достоинства истец может указать любую сумму. Были иски на триллионы рублей, даже на квадриллионы. В иске можно указать все что угодно. И эти 1,5 миллиона рублей - в целом это обоснованная сумма с учетом имущественного положения Гришковца и Земфиры - не думаю, что могли бы быть взысканы в полном объеме. Даже есть опасность для истца, а для ответчика надежда, что в иске будет отказано полностью.

- Как повлияет на процесс то, что Евгений Гришковец принес публичные извинения?

- Гришковец принес извинения и тем самым помог юристам Земфиры. В каком-то смысле здесь действует правило «все, что вы скажете, будет использовано против вас», как говорят американские полицейские при задержании. Дело в том, что когда Гришковец извинялся, - к счастью, он извинялся достаточно аккуратно, - он, кажется, продолжал говорить о том, что речь шла о мнении. В частности, им была сказана фраза, что «пожалел, что был категоричен, груб, позволил себе гнев…» Это как раз все в пользу того, что это были оценки. Также он говорил, что он жалеет, что его слова послужили причиной переживаний, душевных мук Земфиры и ее фанатов. И вот здесь, как видите, Гришковец, хоть он, наверное, и не имел никаких юридических смыслов этих слов, подтвердил то, что Земфира переживает и испытывает душевные муки. А это как раз в соответствии с Гражданским кодексом является определением физических и нравственных страданий, то есть морального вреда. Он немножко облегчил обоснование суммы, подтвердив, что Земфира моральный вред испытывала.

Но все же я хочу подчеркнуть, что даже прямые, казалось бы, высказывания с учетом контекста, с учетом переносных значений слов могут быть признаны исключительными субъективными мнениями, по которым суд обязан в соответствии с пленумом Верховного суда и Европейского суда по правам человека отказывать. Еще звезды боятся подавать иски, потому что для них проигрыш эмоционально болезненный, и с этой точки зрения прекрасно, что Земфира вместо того, чтобы просто ругаться, прибегла к судебной защите, но, повторюсь, как мне кажется, повод был выбран неудачно.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Иск в калининградские суды не поступил

Заплатит ли Евгений Гришковец 1,5 миллиона рублей - решит суд. Если, конечно, он состоится. Потому что, как рассказали «Комсомолке» в пресс-службе Центрального районного суда Калининграда, сведений о поступлении иска пока не обнаружено.

- По состоянию на 22 июня 2021 года исковое заявление певицы Земфиры против Гришковца в суд не поступало. Иск у нас не регистрировался, - сообщили в суде.

Немного удивились нашему вопросу и в Ленинградском и Московском районных судах города.

- Ни истцов, ни ответчиков с такими данными у нас нет, - заверили в пресс-службах.

«Комсомолка» продолжит следить за развитием событий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Гришковец - о конфликте с Земфирой: Я стараюсь об этом не думать

Драматург сейчас в Кемерово, где работает над постановкой нового спектакля. (подробности)