Общество9 сентября 2021 12:34

Создатель мозаики на месте дорожной ямы: «В Калининграде за один день можно прослыть хорошим или плохим мастером»

Паша Савельев рассказал «Комсомолке» об уличном искусстве, переезде из Москвы и желании поработать реставратором
Над «оформлением» ямы Паша Савельев трудился несколько дней.

Над «оформлением» ямы Паша Савельев трудился несколько дней.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Художественная яма

На этой неделе калининградцы с удивлением обнаружили новый способ ремонта тротуаров. Яму на Ленинском проспекте (напротив сквера с памятником «Мать-Россия») заделали не асфальтом или плиткой, а цветными изразцами. Оказалось, ни мэрия, ни дорожники здесь ни при чем - работу выполнил дизайнер-ремесленник Паша Савельев.

Как выяснилось, это первая интервенция художника в Калининграде, но в Зеленоградске можно найти его авторские высказывания на аварийных зданиях, столбах и на променаде. Кстати, и художником он себя называть категорически не желает, предпочитая самоопределение «дизайнер-ремесленник». Откуда взялась идея мозаично-ямочного ремонта, Паша рассказал корреспонденту «Комсомолки».

- Вообще я проблемами ям не занимаюсь, - говорит он. - Возможно, это всего лишь разовая акция, а может, и нет, посмотрим на реакцию общественности. Мне, конечно, говорят «найди еще яму», но я, может, и найду, но не в этом вовсе смысл моих высказываний. Что касается работы на Ленинском проспекте, то идея принадлежит французскому художнику Ememem. Он создает свои яркие заплатки на асфальте в Лионе и не только. Я написал ему в Инстаграм, пообещал прислать результат, он прочитал, но не ответил. Мне хотелось получить от него одобрение или хотя бы услышать мнение, за он или против. Однако Ememem сам однажды сказал в одном из интервью, что был бы рад, если бы в других городах появился такой же «дорожный доктор». В любом случае дело уже сделано, а написал я ему заранее.

- Место с ямой выбрано довольно проходное, работали днем?

- В субботу рано утром я приехал в Калининград, осушил яму, очистил всю поверхность и залил цементной стяжкой. Выдержав несколько суток, я вернулся в ночь с понедельника на вторник и вклеил свою мозаику, сразу же ее затер и накрыл. Во вторник днем я снова приехал и все открыл. Прятать ее нужно было, чтобы специальная эпоксидная затирка высохла, она не позволит швам и местам стыковки с асфальтом разрушаться. Я надеюсь, что эта заплатка продержится годы, так как сделана она с применением проверенных технологий. Если, конечно, с ней ничего специально не сделают.

- А если вдруг дорожники сломают вашу работу, сильно расстроитесь?

- Это их право. В этом мире ничто не имеет никакой гарантии. Но вообще я надеюсь, что они не сломают. Кстати, мой друг из Риги написал, что волну, которую поднял Ememem, ждут во многих городах.

Трудности авторства

Паша признается, что иногда использует в своих работах иллюстрации из сети, беря за основу сюжет, переосмысляя его и дополняя. Так была сделана одна из мозаик в Зеленоградске, по мотивам иллюстрации художницы из Нидерландов, которую та одобрила. Именно поэтому он не любит, когда его называют автором.

- Авторство накладывает большие обязательства. Оно обозначает, что вот такую «заплатку», к примеру, придумал я, а это не так, я сделал подобную, и идея принадлежит не мне. Я создаю различные объекты и описываю процесс создания у себя на страничке, где подробно объясняю идею и связь с художниками, и не прошу, чтобы за меня додумывали другие. Художником я себя назвать тоже не могу, потому что я скорее дизайнер-ремесленник.

По словам Павла, одной только мозаикой его интересы не ограничиваются. Он не исключает, что серия «заплаток» может продолжиться. Появиться они могут не только на асфальте, но и «на стене старого красивого дома, где есть какая-то дыра».

Мозаику в сквере Королевы Луизы в Зеленоградске тоже создал Савельев.

Мозаику в сквере Королевы Луизы в Зеленоградске тоже создал Савельев.

Фото: Предоставлено героем публикации

- Материалов, с которыми я работаю, множество. В последнее время работаю со смальтой, стеклом, даже с пластиком. Мои мозаики могут включать в себя даже дерево и камни. Однако смальта мне наиболее интересна, потому что это и крутой материал, и он уже связан с нашей областью. С ним, например, работает скульптор Николай Павлович Фролов, с которым мне повезло познакомиться.

Мечта о море и реставрации

Со стеклянной мозаикой Паша Савельев начинал работать еще в Москве. По его словам, там он просто «исполнял желания заказчиков, которые не знали, как им реализовать свои идеи».

- Да, я переехал в Калининградскую область из Москвы. Впервые здесь оказался в 2013 году и остановился именно в Зеленоградске, после чего приезжал туда сезонно. А в 2015 году я решил, что хватит уже сомневаться, и вложился в однушку в Зеленоградске. Просто осознал, что всегда хотел жить у моря. Через год я выплатил всю сумму за квартиру, сделал сам себе ремонт и с 2017 года безвылазно обитаю в Зеленоградске. Здесь у меня мастерская в прекрасном историческом здании, внешний облик которого я деликатно поддерживаю. А в Калининград я езжу очень редко, потому что после него не остается сил, суета города выматывает. Другими словами, вся моя деятельность с 2017 года связана с Зеленоградском и Калининградской областью, а с Москвой осталась связь на расстоянии, там у меня живут родители, друзья и коллеги.

Вообще по основному образованию Савельев - токарь и фрезеровщик 5-го разряда, и себя он называет станочником широкого профиля. Продолжительное время успел поработать в авиационно-космической промышленности и даже точил детали для ракеты-носителя «Протон». В 27 лет выучился на учителя изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Опыт работы по этой специальности у Паши также имеется, до переезда в Зеленоградск он выпустил курс своих студентов. Иногда он занимается изготовлением мебели и объектов для интерьеров, но мозаика, по его словам, «все больше захватывает и дает возможность для бесконечного совершенствования в этом ремесле».

- Я специально не ищу работу, но люди время от времени сами обращаются ко мне с интересными заданиями. Например, недавно на стене Дома культуры в Грачевке (Зеленоградский район. - Ред.) обнажились ноги сеятеля. Изображение было выполнено еще немцами в технике сграффито, но после войны наши люди его цементом замазали. По моим ощущениям, эту работу вполне можно было бы восстановить. Надеюсь, этот вопрос решится, потому что мне хотелось бы принять участие.

Работы Павла можно обнаружить в самых неожиданных местах.

Работы Павла можно обнаружить в самых неожиданных местах.

Фото: Предоставлено героем публикации

- То есть вы бы себя еще и в реставрации хотели попробовать?

- Я этим делом не занимаюсь, однако работу в Грачевке я бы восстановил, потому что понимаю - это в моих силах.

- В поселке Зеленополье Гурьевского района на стене кирхи есть еще один сеятель. Причем выполненный из мозаики. И эта мозаика постепенно разрушается…

- Да, я видел. И мне даже люди фотографии этого сеятеля присылали. За такую реставрацию я бы тоже взялся. Однако есть тут тонкий момент: если мозаика является объектом культурного наследия, то тут же возникают сложности, которые я вряд ли смогу решить. Еще в зоопарк меня как-то приглашали и показывали советскую мозаику, сделанную в 80-е. Правда, как я понял, восстановление этого объекта пока не первостепенная задача. У зоопарка есть желание, но конкретное предложение еще не сделано. А я бы и там взялся. Сохранять то, что уже есть, - это классно.

Искусство, которым можно заработать

Конечно, Паша не готов браться за всякую работу, которая ему только подвернется.

- Я не сдельщик и не шабашник. Скорее причисляю себя к деятелям декоративно-прикладного искусства. Сейчас я думаю над выставкой, связанной с мозаикой. Пока я мастерю, то думаю над концепцией. Меня радует, что регион здесь очень тесный и связи налаживаются быстро. Собственно, я и раскрываюсь в Калининградской области благодаря людям, которые мне доверяют, сарафанному радио и даже Зеленоградской администрации. Поработать я здесь успел и с Кафедральным собором, и с фестивалем KaliningradStreetFood - занимаюсь его оформлением начиная с 2018 года.

В Зеленоградске вскоре можно будет посмотреть на новую работу Паши. Сейчас в его мастерской лежит большое панно «Море», которое должно лечь под скульптуру «Бегущая по волнам».

- Эта бронзовая девушка с фонариком у автовокзала находится и временно стоит на обычной тротуарной плитке. Пока работа по монтажу откладывается из-за того, что напротив фонд капремонта дом ремонтирует и все вокруг техникой заставлено.

- Если говорить честно, художник в Калининграде может заработать?

- Я не могу сказать, что это легко сделать. Но признаюсь, что сейчас меня кормят только мои руки. Никакого бизнеса у меня нет и не было. Я зарабатываю, создавая объекты. Причем на первых этапах у меня была мысль рекламные буклеты о себе напечатать, но потом оказалось, что надо просто честно делать свое дело и никого не подводить. В Москве ты быстро можешь раствориться, тебя не вспомнят и не найдут, а в Калининграде за один день можно прослыть безответственным или хорошим мастером, и это постоянно держит в тонусе.