Премия Рунета-2020
Калининград
+12°
Boom metrics

Замначальника ГИБДД РФ о ДТП под Калугой: если бы ГАИ уведомили о поездке, трагедии удалось бы избежать

Генерал-майор Владимир Кузин — о ДТП под Калугой, лицензировании пассажирских перевозок и двойной трактовке определения, что же такое «Организованная детская перевозка»
ДТП с детьми под Калугой: как не допустить таких катастроф в будущем

ДТП с детьми под Калугой: как не допустить таких катастроф в будущем

А. Челышев:

- Автобусу было 30 лет, талон техосмотра — фальшивый. Эта информация подтверждается?

В. Кузин:

- Автобус 1989 года выпуска — это факт. Техническое состояние подтверждено диагностической картой. Сомнения в ее подлинности — да, есть. Проверку в рамках дела по 328-й статье УК РФ проводит Следственный комитет.

А. Челышев:

- Признаки нарушения есть. А как сделать так, чтобы нарушение при организации перевозки детей стало в принципе невозможным?

Н. Агре:

- И была ли эта поездка квалифицирована как организованная перевозка детей?

В. Кузин:

- Процесс перевозки сегодня жестко регламентирован. Кроме одного момента, который вступает в силу с марта, — это вопрос об обязательном лицензировании пассажирских перевозок. Заказных перевозок больше не будет. Но процедура перевозки уже сейчас строго нормативно урегулирована, начиная с правил дорожного движения, в которых сказано, что такое организованная перевозка детей: это перевозка детей в автомобильном транспорте с количеством мест более 8, организованная без участия родителей. Также есть

правила, утвержденные постановлением Правительства. Если перевозка осуществляется одним или двумя автобусами, организаторы должны уведомлять о ней органы ГИБДД. На сайте Госавтоинспекции есть пошаговая инструкция по проведению организованной перевозки детей. Не нужно ничего выдумывать: посмотрите и сделайте именно так. В данной ситуации уведомления не было. Если говорить о классификации этой перевозки — спорный момент. Потому что в салоне автобуса были родители.

Н. Агре:

- Наличие родителей в автобусе переводит эту перевозку из разряда организованных?

В. Кузин:

- Процитирую норму: «Организованная перевозка группы детей — это перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или законных представителей». Именно неопределенность трактовки привела к тому, что организаторы не уведомили об этой перевозке. Конечно, нужно норму прописать так, чтобы было понятно всем.

А. Челышев:

- Слушатель пишет: «А раньше эту неоднозначность трактовки не видели, что ли? С неба свалилась эта неоднозначность на несколько листов? Почему не пытались устранить этот тонкий момент?»

В. Кузин:

- Прецедентов не было. Иногда приходится регулировать законодательство по частному конкретному случаю. Все предусмотреть на уровне теории невозможно. Посмотрите, сколько изменений вносится в ПДД. Они во многом продиктованы различными происшествиями.

А. Челышев:

- Этот автобус в принципе мог перевозить детей?

В. Кузин:

- Норму по максимальному возрасту транспортного средства для перевозки детей в 10 лет пока отодвинули. Ограничение может быть только по техническому состоянию.

Н. Агре:

- С прошлого года ведутся разговоры о том, что техосмотр грузопассажирского транспорта вернут ГАИ. Как вы к этому относитесь?

В. Кузин:

- Действительно, МВД предложило передать процедуру технического осмотра пассажирского транспорта в ведение ГАИ. Осуществлять проверку будут квалифицированные эксперты, но заключение о готовности транспортного средства к эксплуатации будет давать сотрудник Госавтоинспекции. Предложения внесены, они будут рассматриваться в рамках второго чтения законопроекта об изменениях системы проведения техосмотра. Мы надеемся, что наши предложения будут учтены.

А. Челышев:

- Выяснилось, что водитель дважды за минувший год привлекался к ответственности по статье 12.23, часть 4 – организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующая правилам организованной перевозки группы детей. Вновь пошел перевозить детей. Родители об этом не знали.

В. Кузин:

- А ГИБДД не знали о том, что к перевозке хотят привлечь именно его. Госавтоинспекция при получении уведомления должна документально проверить, зарегистрировано ли транспортное средство, прошло ли оно технический осмотр, имеет ли водитель соответствующую квалификацию, какие у него имеются правонарушения. И мы бы не рекомендовали организаторам перевозки использовать этого водителя. Но уведомления не было, и этот момент был упущен.

Н. Агре:

- Скоро вступит в силу нора о лицензировании пассажирских перевозок. Что изменится?

В. Кузин:

- Процедура обяжет лицо, которое лицензирует свою деятельность, соответствовать определенным требованиям. За нарушение требований лицензии – запрет на ведение деятельности, а, следовательно, лишение дохода. Мы надеемся, что процедура лицензирования серьезно подтолкнет к соблюдению всех норм и правил, которые требуются при перевозке пассажиров.

Н. Агре:

- Кто будет осуществлять лицензирование?

В. Кузин:

- Ространснадзор.

А. Челышев:

- Может быть, Госавтоинспекции стоит в этом поучаствовать в плане лицензирования самих водителей?

В. Кузин:

- Эти требования к водителю уже прописаны в постановлении №1177.

Н. Агре:

- Вы лично выезжали на место происшествия, осматривали его. Что привело к трагедии?

В. Кузин:

- Окончательные выводы о причинах будут сделаны в рамках расследования уголовного дела. Пока я могу лишь напомнить данные статистики, из которых следует, что 85 % происшествий происходят из-за человеческого фактора. Слабая квалификация, слабое знание ПДД, отвлечение от движения.

А. Челышев:

- Слушатель пишет: «Почему обсуждают только автобус и водителя, а не уровень технического содержания автодороги?»

В. Кузин:

- Повторю: все обстоятельства ДТП будут рассмотрены в рамках уголовно-процессуального законодательства. Дорога была в нормальном состоянии. Однако в процессуальных документах отражены показания, согласно которым на дороге были условия возникновения скольжения. Хочу напомнить, что при любом ДТП в документах отражаются так называемые НДУ – ненадлежащие дорожные условия (если их зафиксировали, конечно).

Н. Агре:

- Я еще ни разу не слышала, чтобы к уголовной ответственности за ДТП с человеческими жертвами привлекли дорожников.

А. Челышев:

- Сложно причинно-следственную связь установить.

Н. Агре:

- В недалеком будущем сотрудники Госавтоинспекции будут играть активную роль в согласовании дорожных условий. Как изменится эта процедура?

В. Кузин:

- Организация дорожного движения ушла в нормативное регулирование Минтранса, а сама организация движения – к собственникам дорог. Мы были отключены от процедуры согласования по условиям по дороге. Сейчас предлагается включить сотрудников Госавтоинспекции в комиссии по определению маршрутов, по допуску к участию в дорожном движении маршрутных транспортных средств. Вполне возможно, мы начнем работу по согласованию проектов.

А. Челышев:

- Мог ли инспектор ГАИ остановить этот автобус и не пустить его дальше в рейс, потому что есть определенные сомнения в правильной организации этой перевозки?

Н. Агре:

- Как это было в Германии, когда наш автобус остановили и до устранения неполадок оставили детей на дороге.

В. Кузин:

- Мы ведем активную работу по контролю движения автобусов на трассах. И часто, в случае остановки автобуса на трассе, сталкиваемся с волной негатива от граждан, которые перевозятся. Пытаемся объяснить, что это делается для их же блага. Если есть веские основания для прекращения дальнейшей эксплуатации транспортного средства, принимаются конкретные меры. Мы порой умышленно ужесточаем требования только для того, чтобы сами заказчики ясно видели: автобус, который им предлагает подрядчик, не соответствует требованиям.

А. Челышев:

- Мне было бы удобно, если бы существовал реестр добропорядочных перевозчиков.

В. Кузин:

- Интересная мысль. Мы же ведем рейтинг образовательных организаций, которые готовят водителей. Нужно развивать вашу идею.

Н. Агре:

- В ряде регионов эта задача уже решена: есть специальные перевозчики, которые лицензированы, проверены Госавтоинспекцией и рекомендуются к организации любых перевозок детей…

Теперь об итогах года поговорим: какие меры принимались для повышения уровня безопасности пассажирских перевозок? Есть ли результаты ?

В. Кузин:

- Показатель аварийности не снижается, а вот тяжесть последствий уменьшать нам удается. В 2017 году произошло 336 происшествий с детьми, погибли 9. В 2018 году 376 ДТП, но погибших только двое. Тяжесть последствий уменьшается.

Н. Агре:

- Как оцениваете межведомственное взаимодействие по регламентированию перевозочной деятельности?

В. Кузин:

- Перевозочная деятельность задействует огромное количество участников, начиная с контрольно-надзорных органов в лице Госавтоинспекции и Ространснадзора, и заканчивая образовательными учреждениями, которые имеют свои автобусы. Когда все участники делают, что предписывают нормы, все обычно в порядке.

Н. Агре:

- У нас по-прежнему обсуждается вопрос о предоставлении сотрудникам Госавтоинспекции доступа к базам данных медучрждений для выявления алкоголиков, наркоманов — и вообще всех, кому запрещено управлять транспортными средствами.

В. Кузин:

- Пока понимания у Минздрава мы не находим, там ссылаются на понятие врачебной тайны. Но процедура согласования передачи этих данных находится на контроле в Администрации президента. Думаю, в итоге мы решим этот вопрос. Как и другой — об обязательном медицинском осмотре водителя непосредственно перед выходом на линию. Есть и другие способы не пустить за руль тех, кто не готов ехать: к примеру, телемедицинские технологии, которые позволяют удаленно проверить состояние водителя точными современными приборами. Думаю, что в решение по этому вопросу будет положительным.

Н. Агре:

- Это необходимые и долгожданные меры. Потому что сейчас процедура проверки состояния водителей оставляет много вопросов. Это касается как освидетельствования перед отправлением в рейс, так и получения медицинских справок. Я недавно меняла права. Людям, которые меня проверяли, было не сильно интересно, в каком я состоянии.

А. Челышев:

- Слушатель пишет: «Сосед-наркоман ездит каждый день за рулем. Куда обратиться?»

В. Кузин:

- К нам. Все жалобы граждан на то, что кто-то постоянно садится за руль пьяным, либо информацию о том, что кто-то по определенным показаниям не может управлять автомобилем, мы просим проверить прокуратуру. Если есть основания, прокуратура вносит представление в суд, чтобы лишить человека права управления по медицинским показаниям.

Н. Агре:

- Авария под Калугой — не первое ДТП с участием детского коллектива. Нужно, чтобы при организации таких мероприятий транспортные расходы закладывались в бюджет. А то получается, что на организацию танцевального конкурса – на аренду зала, на судей, на красивые платья – у нас средства изыскиваются, а вот статьи «Доставка детей к месту проведения мероприятия» у нас нет.

В. Кузин:

- В данной ситуации перевозка была организована родителями. Но ваше предложение актуально, и вопрос перед Министерством просвещения, перед другими организациями, работающими с детьми, уже ставится. Надо принять решение.

Н. Агре:

- Популяризация культуры и спорта у нас ведется, а сохранить детей не получается.

А. Челышев:

- Как вы относитесь к инициативе проводить для опытных водителей при замене прав либо раз в десять лет так называемого «идиотен теста»?

В. Кузин:

- Мы отказались от подобных предложений. Лицо, которое получило право управления, должно самостоятельно контролировать себя в процессе использования транспортного средства. Это его второй паспорт – правила дорожного движения.

А. Челышев:

- Правила можно вызубрить. А в жизни вести себя странно.

Н. Агре:

- В ряде профессий бывает повышение квалификации.

В. Кузин:

- Это предусмотрено для профессиональных водителей.

А. Челышев:

- Вчера ряд СМИ написали о проведении в регионах страны эксперимента по установке уменьшенных и совмещенных дорожных знаков. Зачем на дорогах нужны такие уменьшенные знаки?

В. Кузин:

- Эксперимент уже завершен, он признан положительным. В населенных пунктах со спокойным движением нет необходимости в установке знаков больших размеров. Они занимают огромную площадь, порой их просто невозможно установить. В этих местах допустимо изменение размеров знака до размера 40х40 либо 35х35 см. Принимать решение должны будут сами организаторы движения – местные власти.

Н. Агре:

- Хочется рассчитывать, что сэкономленные средства будут направлены на оборудование пешеходных переходов либо на разделительные полосы.

В. Кузин:

- Власти это учтут.