Премия Рунета-2020
Калининград
+9°
Boom metrics
Общество5 марта 2015 8:21

В Хайлигенбайльском котле «сварилось» 93 тысячи гитлеровцев

Штурму Кенигсберга предшествовала успешная наступательная операция советских войск к югу от города
Источник:kp.ru

Фото: из архива «КП»

К началу марта 1945 года немецкая 4-я армия продолжала удерживать полосу земли вдоль Фришского (современный Калининградского) залива. По фронту плацдарм тянулся на 50 километров, а наибольшая его глубина достигала 20 километров. Сам смысл его существования объяснялся необходимостью обеспечить эвакуацию в другие области Третьего Рейха беженцев из Кенигсберга и обитателей местных сел и городов. В принципе, эту задачу выполнить удалось, после чего необходимости и дальше отстаивать район уже не было.

«ВЕЛИКАЯ ГЕРМАНИЯ» ПОД ОГНЕМ

Во всяком случае, именно так полагало командование армии. И хотя с наступлением весенней оттепели лед на заливе стал рыхлым, передвигаться по нему было опасно даже одиночным пехотинцам, не говоря уже о тяжелой технике, эвакуация на Фришскую косу представлялась вполне осуществимой. Понтонно-мостовых средств имелось в достатке, кроме того, в помощь военным можно было привлечь рыбацкие суда. Имелся даже небольшой порт Розенберг (теперь - поселок Краснофлотское), откуда можно было переправлять танки и артиллерию. Между плацдармом и Пиллау начали курсировать т. н. «морские змеи» - так именовали караваны, составленные из барж, которые тянули буксиры. В общем, при грамотной организации сложную операцию отвода войск надеялись провести с минимальными потерями. Оставалось лишь получить разрешение верховного командования.

Однако именно с последним возникли проблемы. «Ни один метр немецкой земли не может быть сдан врагу добровольно», - во всеуслышание заявил Адольф Гитлер, и этот приказ фюрера, конечно, отменять никто не собирался. «Все предложения как со стороны крепости, так и со стороны 4-й армии - расширить полосу связи и тем самым обеспечить отход к Кенигсбергу - были отклонены Гитлером», - подтверждает Отто Ляш в своих мемуарах.

Окончательно уяснив, что придется драться фактически в котле, сформировавшаяся под Хайлигенбайлем (Мамоново) группировка немецких войск могла разве что попытаться несколько улучшить свои позиции. 6 марта наиболее боеспособное подразделение - дивизия «Великая Германия» попыталась атаковать Красную армию южнее Конрадсвальде (у теперешнего поселка Октябрьское), но понесла значительные потери и была вынуждена отступить на исходные рубежи. После этого стало понятно, что ждать решительного советского наступления уже недолго.

НЕКУДА БЕЖАТЬ

- Действительно, маршал Василевский решил в первую очередь уничтожить противника в Хайлигенбайльском котле, - говорит калининградский историк Сергей Гольчиков. - Шла подготовка к наступлению, накапливались боеприпасы, подтягивались резервы и артиллерия, до штатной численности пополнялись новой техникой танковые части. Хуже обстояло дело со штатной численностью стрелковых дивизий. Пополнение едва покрывало текущие потери, и многие дивизии по численности приближались к полкам.

Приступить к ликвидации «котла» решили 13 марта - в командовании 3-м Белорусским фронтом, судя по всему, в приметы не верили. Наступление началось с мощнейшей артподготовки и налетов штурмовой авиации. Выжившие гитлеровцы потом признавались, что испытывали ощущения кромешного ада, зарывшись в землю, которую засыпало сталью и фосфором. Тем не менее оборонялись немцы, как всегда, умело и ожесточенно, недостаток противотанковых пушек восполняя поставленными на прямую наводку 88-миллиметровыми зенитными орудиями - знаменитыми «ахт-комма-ахт». Если пехоту поддерживали несколько танков или штурмовых орудий, это считалось счастьем.

«Обе стороны дрались с исключительной яростью», - признают германские историки. С ними соглашаются в своих воспоминаниях и советские военачальники, которые считали, что упорство обороняющихся объяснялось тем, что отступать им было некуда, и ожидать поддержки - не от кого.

СУДЬБА ГЕНЕРАЛА МЮЛЛЕРА

Наступающей Красной армии довольно быстро удалось перерезать временную дорогу по берегу залива, связывавшую 4-ю армию с Кенигсбергом. 20 марта начался отход немецких войск на южном участке, а три дня спустя бои шли уже непосредственно в Хайлигенбайле. Днем окончательного взятия города считается 25 марта, когда остатки дивизий вермахта начали отходить к замку Бальга. Линия обороны здесь была усилена сплошной лентой вагонов, загруженных грунтом. И только тогда, наконец, последовало долгожданное разрешение на эвакуацию!

«Самым последним храбрым воинам еще удалось спастись, кое-кто переправился в конце марта на артиллерийских паромах и досках, - писал Отто Ляш. Штаб группы армий стал излишним, поэтому он был эвакуирован, а его место занял штаб уничтоженной 4-й армии во главе с генералом от инфантерии Фридрихом Вильгельмом Мюллером. Назначение командующим человека, который только что погубил целую армию и теперь должен был действовать в обстановке, грозившей новым окружением, окончательно подорвало веру и надежды солдат и их командиров».

В личной храбрости Мюллеру, однако, отказать нельзя - генерал вышел из «котла» вместе с последними своими солдатами. Впоследствии судьба выжившего в страшной мясорубке на берегу Фришского залива военачальника сложилась трагически. Он попал в плен и союзное командование выдало Мюллера грекам. Ну а те в итоге расстреляли генерала, отомстив ему за давнюю операцию на острове Крит.

«Сварив» в Хайлигенбайльском котле, кого успели, советские войска, плюс к этому, повесили на шею осажденному Кенигсбергу 10 тысяч раненых солдат 4-й армии, окончательно забивших и без того переполненные госпитали города. Немцам пришлось буквально в последний день перед тем, как столица Восточной Пруссии оказалась в полной блокаде, организовывать спешную эвакуацию этого контингента морем через Пиллау.

28 марта советские войска взяли район замка Бальга. Считается, что за почти три недели яростных боев немцы потеряли 93 тысячи человек только убитыми. 46 тысяч солдат и офицеров вермахта оказались в плену.

ХРОНИКА «КП»

В эти дни 70 лет назад

5 МАРТА

В течение 5 марта продолжались ожесточенные боестолкновения юго-западнее Кенигсберга. Наши войска в результате наступательных боев овладели населенными пунктами Коршелькен, Кумгарбен и Бенкенвальде. В это де время южнее и юго-западнее Данцига подразделения Красной армии с боями заняли населенные пункты Визенвальд, Любихов и Штудзениц.

6 МАРТА

Еще 24 февраля 1-й Прибалтийский фронт, передав войска 3-му Белорусскому фронту, был упразднен. Вступив в командование фронтом, маршал А. М. Василевский приказал прекратить напрасные атаки, до 10 марта пополнить запасы и тщательно подготовить завершающие удары. Учитывая ограниченные силы, маршал решил уничтожить окруженные группировки последовательно, начиная с самой сильной - хейльсбергской. Поэтому в начале марта 1945-го в Восточной Пруссии наблюдалось относительное затишье. В это же время войска 2-го Белорусского фронта после двухнедельной осады и упорных боев завершили разгром окруженной группировки противника и 6 марта овладели городом и крепостью Грудзянз (Грауденц).

Одновременно юго-западнее и западнее Данцига войска фронта овладели городами Третей и Мальхов.

7 МАРТА

Войска 2-го Белорусского фронта 7 марта с боем овладели городами Гнев (Меве) и Староград (Прейсиш-Старград). В этот же день войска 1-го Белорусского фронта, продолжая наступление, штурмом овладели городами Голлнов, Штепенитц и Массов. Южнее города Шифельбайн войска фронта завершили ликвидацию окруженной группировки противника.

8 МАРТА

Войска 2-го Белорусского фронта в ходе стремительного наступления овладели городами Бытов (Бютов) и Косьцежина (Берент). На Штеттинском направлении, северо-западнее и западнее города Штаргард, наши войска вели бои по очищению от противника восточного берега реки Одер.

9 МАРТА

В этот день подразделения 2-го Белорусского фронта, развивая наступление, овладели городом Штольп. А на Штеттинском направлении наши войска продолжали бои по очищению от противника восточного берега Одера.

10 МАРТА

В течение 10 марта юго-восточнее Данцига отряды Красной армии в результате наступательных боев заняли город Тигенхоф. Войска 2-го Белорусского фронта, развивая успешное наступление на Данцигском направлении, 10 марта овладели важными узлами железных и шоссейных дорог — городами Лауенбург и Картузы (Картхауз). На Штеттинском направлении наши войска овладели Егерсвайлем, Францхаузеном, Буххольцем и поселком Клебов.

11 МАРТА

В этот день юго-восточнее Данцига наши войска, наступая на север вдоль восточного берега Вислы, заняли более 40 населенных пунктов.