Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Общество6 ноября 2016 11:36

Электрички стали странные: чем дальше на восток, тем они короче, а люди беднее

Наши спецкоры продолжают свое путешествие из Москвы во Владивосток на электричках. Часть 4. Ветлужская [фото, видео]
Путешествующие на электричках журналисты "Комсомолки" добрались до станции Ветлужская

Путешествующие на электричках журналисты "Комсомолки" добрались до станции Ветлужская

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Продолжение. Часть 1 часть 2 часть 3

Желание поспать стало хроническим. Двое вываливаются из вагона.

Станция Ветлужская. Крохотный четырехтысячный поселок, потерявшийся в Нижегородской губернии. Новый красавец-вокзал стыдливо пытается собой заслонить ветхий городок.

- Сколько?

- 6 часов.

- Варианты?

- Касса.

- Интересно?

- Посмотрим.

(Это мы с Гусейновым так общаемся. Нас бы поняли военные. Те коротко, с помощью мата, передают терабайты информации. К Байкалу, уверен, перейдем на жесты).

Перевод: «ждем здесь электричку шесть часов, неплохо бы «пробить» варианты побыстрее у кассирши, хотя, впрочем, подожди – а не интересен ли нам этот городок?»

Кассирша, конечно, вытаращит глаза : «Господи-и-и, мальчики, купите билет до Кирова-а на нормальный пое-е-езд, разница то – копе-е-ейки».

И Гусейнов подбоченясь, расскажет всему вокзалу, что у нас принцип – до самого Владивостока не касаться пассажирских поездов, этих дьявольских механизмов, где спят лежа. А вот электрички, те да – форева!

Хотя от них уже тошнит.

Электрички стали странными. Чем дальше на восток, тем они короче. И старше. Топят не все вагоны, а через один. Причем те, что топят, издают странный авиационный гул, словно к тамбуру по бедности пристегнули списанный ядерный реактор.

Но самое пугающее - к границе с Кировской областью пропали вагонные торговцы.

А это очень плохая примета!

Люди, судя по одежде, стали беднее. И уже не покупают даже китайскую дребедень. Заметно больше граждан, похожих, скорее, на гастарбайтеров, чем на местных. Больше людей в камуфляже.

Музыкант, исполняющий свои песни в вагонах электрички.

Музыкант, исполняющий свои песни в вагонах электрички.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Тут вообще стало как-то пусто.

И если даже торговцы, как крысы, сбегают с электричек, то что-то не так с краем. Может, он идет ко дну?

Мы подружились по дороге с местным строителем Николаем. Точнее, нижегородским, потому что строили в Ветлужской (вокзал не в счет) в последний раз при Советах. А мужик родом отсюда. Он всю дорогу перечислял, сколько предприятий здесь закрылось, – автобусный парк, леспромхоз, льняная фабрика и т. д. Причем часть умерло в благополучные нулевые.

Станция Ветлужская.

Станция Ветлужская.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Единственный источник заработка – это ж/д узел, несколько магазинчиков и дышащий на ладан химический завод.

Власть в этом не винит. «Путин что один-то может, за всеми-то не уследишь. А кто, если не Путин? Он молодец!»

Мы слово в слово слышали это в предыдущем городе, и я уже начинал понимать народную философию. Как мне потом с обидой скажет одна «электричная» девушка. Тихо-тихо. Искренне-искренне:

«Вот в соседней области губер - так губер, а нам опять прислали какого-то несимпатичного».

- Так не избирайте его, – советую.

Смотрит непонимающе.

- Ой, - говорит. - Выборы, политика – это ваши мужские игры.

14.25

И тут мужик ветлужский вдруг говорит: «Одна радость у нас – поедешь к Светлояру, окунешься - и как новенький». Я, говорит, в эту мистику, конечно, не верю, но что-то в Светлояре есть…

Тут я бью себя по лбу! Ааа! Как же я забыл!

- Интересно! – кричу шифровку Гусейнову, уже доковылявшему до кассы.

- Что?

- Китеж-град! Рядом великий Китеж!

15.40

Мы у знаменитого озера, в котором, по легендам, Господь спрятал от татаро-монголов праведный город. Где, если прислушаться, из-под воды слышится звон колоколов.

Легендарное озеро. Вода пока ещё не замёрзла...

Легендарное озеро. Вода пока ещё не замёрзла...

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Да, сюда приезжала экспедиция, ученые вытащили из ила лишь один гнилой сруб…

Скажете - легенда.

А я стоял у часовни и смотрел на озеро (от хронического недосыпа я все рано не опишу то, что видел - смотрите фотографии Гусейнова). И думал – слава Богу, что мы поехали зимой. Когда нет сотен верующих, идущих три обязательных мистических круга вокруг Китежа. Нет туристов.

Паломники в березовом лесу.

Паломники в березовом лесу.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

И главное – ты можешь вслушаться. Звонят ли колокола…

И ты думаешь – а если это всего лишь глубокий сон. И на самом деле я лежу на стекле вагонного окна по пути в Урень. И через пять минут Гусейнов стукнет мне в плечо и замычит – пошли. И мы снова вывалимся в мороз.

Зимой туристов в окрестностях Китежа встретишь нечасто.

Зимой туристов в окрестностях Китежа встретишь нечасто.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Но до Урени есть пара минут. И я вместе с парочкой православных смотрю на камень с небольшим углублением в середине. След маленькой ступни Богородицы.

Местная святыня - "След маленькой ступни Богородицы."

Местная святыня - "След маленькой ступни Богородицы."

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Опять легенда, да?

Эти двое истово молятся, расчищая ладонями на камне снег, а я стою и завороженно смотрю, как язычник на костер.

Неужели сон?

- Пошли, – мычит Гусейнов. – Пора на вокзал. Полтора часа до электрички.

Владимир Ворсобин за изучением местных достопримечательностей.

Владимир Ворсобин за изучением местных достопримечательностей.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

16.30

Проезжаем мимо заброшенной воинской части… Многоэтажные дома с выбитыми окнами.

Местные называют ее ласково: «Наше Алеппо».

Моя возвышенная мечтательность сменяется гневом.

- К вам едут тысячи паломников, туристов, – ругаю я местного водителя-лезгина, переехавшего сюда из Нижнего Тагила. – В другом месте Ветлужская бы расцвела. Здесь же на туристах зарабатывают?

- Зарабатывают деньги, – согласился лезгин. - И увозят. Не любят люди нашей земле деньги доверять.

Нашей?

Лезгин приехал из Баку в Россию давно. Воспитал двух сыновей, один трудится в Нижнем эвакуарщиком, другой поступил в институт. Язык свой подзабыл, дети его и не знали никогда. Любит Азербайджан, дружит с местными армянами: «Даже если война в Карабахе – армяне с азербайджанцами будут жить здесь мирно, политика это все!". И считает себя «почти русским».

И таких у святого русского озера полгорода.

Российская нация.

Водитель: "Не любят люди нашей земле деньги доверять."

Водитель: "Не любят люди нашей земле деньги доверять."

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

18.50

Станция Ежиха. Одинокая бабушка на полустанке с улыбкой машет нам и крестит через окно электрички.

- Бабушка знает то, чего вы не знаете, – пришло сообщение от читателя Гусейнову, живущему в соцсетях. Пришлось плевать через плечо.

Все, завязываем с мистикой.

20.00

На телефон, который мы указали на сайте, прислали смс из Иерусалима.

Иерусалим с нами.

Потом позвонили читатели из Перми и Нижнего Новгорода. Предложили между электричками устроить нам, скитальцам, баню с пивом и рулькой.

Святые люди!

Потом пришло сообщение от врача «скорой помощи». Пишет – звоните, если что. Проконсультирую. Все-таки нужен в экспедиции доктор.

Потом коротко написали из станции Тайга – дескать, очень вас ждем. Что-то срочное с НЛО.

Все-таки Россия удивительная страна. И большая.

До Владивостока еще примерно 20 дней.

До Владивостока еще примерно 20 дней.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

О том, для чего вообще Ворсобин и Гусейнов все это затеяли,читайте здесь.

Читать отчеты:

часть 1 часть 2 часть 3 часть 4 часть 5 часть 6 часть 7 часть 8 часть 9 часть 10 часть 11 часть 12 часть 13 часть 14 часть 15 часть 16 часть 17 часть 18 часть 19 часть 20 часть 21 часть 22 часть 23 часть 24 часть 25

Еще больше фото и видео - по хэштегу #электричкаКП на страницах "КП" ВКонтакте, в Фейсбуке, Одноклассниках, Твиттере.

О том, для чего вообще Ворсобин и Гусейнов все это затеяли,читайте здесь.

Последние новости от наших путешественников можно узнать на Радио "Комсомольская правда" и найти по хэштегу #электричкаКП на страницах "КП" ВКонтакте, в Фейсбуке, Одноклассниках, Твиттере.