Общество

Прощание с Девау: в Калининграде снесли здание первого послевоенного аэропорта

Старинное здание, построенное, возможно, по проекту знаменитого Ханса Хоппа, стояло на пути Восточной эстакады
От бывшего здания Имперской метеослужбы остались "рожки да ножки".

От бывшего здания Имперской метеослужбы остались "рожки да ножки".

Фото: Иван МАРКОВ

В Калининграде в канун 101-й годовщины аэродрома Девау власти решили снести здание бывшего калининградского аэропорта. На сегодняшний день демонтаж уже заканчивается, и с обеих сторон к руинам подведена магистраль.

В начале декабря прошлого года «Комсомолка» уже писала о сносах жилых домов ради строительства второй очереди Восточной эстакады, но тогда речь шла о сносе образцов типовой застройки (если не считать дома № 80 на улице Гагарина), а теперь – об уничтожении перспективного объекта культурного наследия.

О том, что здание планировали поставить на учет, сообщил исполняющий обязанности руководителя службы госохраны объектов культурного наследия Иван Хихля. По его словам, 25-го февраля 2020 года в службу поступило заявление о включении дома №19 на улице Молодой Гвардии, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации. В этом документе заявители напоминали руководству службы, что здание, построенное в 1928-1930 годах, до войны принадлежало Имперской метеослужбе.

К слову, соображениями о том, что вероятным архитектором уже разрушенного сегодня здания был Ханс Хопп (один из тех, кто определил архитектурный облик Кёнигсберга, Дрездена и повлиял на развитие европейской архитектуры), ранее делился с корреспондентом «Комсомолки» руководитель службы охраны ОКН Евгений Маслов. Напомним, Хопп был и архитектором фрагментарно сохранившегося сегодня главного здания бывшего аэропорта Кёнигсберга.

Здание в советские годы.

Здание в советские годы.

Фото: Фото из личного архива Нелли Смирнягиной

Хихля же сообщил, что служба организовала работу по установлению историко-культурной ценности объекта и пришла к выводу, что здание бывшей Имперской метеослужбы не имеет «градостроительной ценности». По словам чиновника, у него есть утраты, а также оно было перестроено. Однако если сличать послевоенные снимки с современными, то существенных утрат найти практически невозможно.

- Приняв во внимание тот факт, что при постановке на государственный учет объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс сооружений аэродрома «Девау», 1922 год, город Калининград, улица Пригородная, 4-16, все значимые объекты комплекса аэродрома были учтены, - продолжает Хихля, - и подлежат государственной охране, как объекты культурного наследия, служба пришла к выводу об отсутствии у объекта признаков объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ.

Таким образом, в постановке здания на учет подавшим заявление было отказано, и объявлено «об исключении объекта из перечня объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия».

- Здание непосредственно до сноса было в хорошем состоянии, из него можно было бы музей авиации, в конце концов, сделать при наличии желания, - считает Заслуженный художник России Нелли Смирнягина, дочь одного из первых начальников калининградского аэропорта Петра Бубнова. – К тому же, дорогу можно было вполне провести и чуть левее, и чуть правее, потому что с одной стороны уже есть дорога, а с другой, грубо говоря, пустырь.

Что касается Восточной эстакады, то вторая очередь ее строительства, как сообщает пресс-служба правительства Калининградской области, должна завершиться в ноябре 2020 года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Прощальный юбилей: аэродрому Девау скоро «закроют небо»

Несмотря на то, что торжества по случаю 100-летия аэродрома Девау в Калининграде прошли в середине августа этого года, будем считать, это была всего лишь формальность. Настоящий юбилей следует отмечать 11 ноября. Именно в этот день в 1919 году открылось гражданское воздушное сообщение по линии «Кёнигсберг – Берлин». Еще через два года, 24 ноября, было создано Русско-Германское общество воздушных сообщений «Дерулюфт», основной базой которого и стал аэродром Девау. Кстати, первый полет из Москвы в Кёнигсберг в рамках соглашений состоялся 3 мая 1922-го (подробности).

«Мы оказались на пути Восточной эстакады». Калининградку с инвалидностью выселяют из квартиры вместе с семьей

В течение последнего месяца на улице Гагарина, в районе перекрестка с улицей Орудийной, полным ходом шла рубка деревьев вдоль ручья. Причина – расширение улицы Гагарина и строительство второй очереди Восточной эстакады. На пути трассы, которую строители тянут со стороны Московского проспекта, оказались не только деревья, но и несколько жилых домов, которые власти решили в срочном порядке расселить (подробности).