Премия Рунета-2020
Калининград
+8°
Boom metrics
Общество22 января 2020 16:55

Виллу Зор в Светлогорске разбирают на кирпич, но власти уверяют, что это часть работ по ее сохранению

«Комсомолка» рассказывает, как памятник архитектуры превратили в руину всего за четыре года
Так вилла Зор выглядела в 2016 году.

Так вилла Зор выглядела в 2016 году.

Фото: Иван МАРКОВ

Разрушение заметил художник

20 января светлогорский художник Михаил Королев обнаружил, что неизвестные начали разбирать виллу Зор, расположенную на Заречном переулке в Светлогорске. Как рассказал Михаил корреспонденту «Комсомолки», в тот день он шел мимо со своим этюдником, увидел рядом со зданием сложенный на паллеты кирпич и решил все это зарисовать.

- Я уже делал несколько эскизов этой виллы, - говорит Королев. – Причем каждый раз она находилась в разном состоянии. Вероятно, скоро она совсем исчезнет. К слову, я проходил тут в ноябре, перед Новым голом, даже фото делал, и никаких паллетов не было.

Фотографии, как ноябрьские, так и январские, Михаил выложил в группе в фейсбуке, в которой он публикует свои зарисовки. Судя по этим снимкам, стены в последние два месяца действительно кто-то разрушал. 21 января фотографии увидел калининградский архитектор Олег Ли. Он живо взялся за дело: написал заявление руководителю службы охраны объектов культурного наследия Евгению Маслову и позвонил в полицию, чтобы зафиксировать факт вандализма.

- Тут сразу две статьи нарушено, - заявил архитектор. – Первая, административная, - повреждение объекта культурного наследия, а вторая и вовсе уголовная – хищение муниципального имущества. Кирпич-то явно готовится к вывозу.

20 января светлогорский художник Михаил Королев обнаружил, что неизвестные начали разбирать виллу Зор. Обратите внимание на паллеты с кирпичами.

20 января светлогорский художник Михаил Королев обнаружил, что неизвестные начали разбирать виллу Зор. Обратите внимание на паллеты с кирпичами.

Фото: Facebook

«Ее не разбирают, а сохраняют»

По поводу уничтожения памятника архитектуры мы оперативно связались с Евгением Масловым. Правда, выяснилось, что у чиновника нет уверенности в том, что здание действительно разбирают.

- Мы уже совместно с главой города работаем по этой теме, - рассказал Маслов. – Да, факт причинения вреда есть, но нам еще нужно доказать, что усадьбу разбирают.

Мэр Светлогорска Владимир Бондаренко также уверил нас, что виллу никто не уничтожает.

- А кто вам сказал, что здание разбирают? – удивился он. – Тот, кто увидел, что кирпичи на паллетах лежат? Это работали наши волонтеры! Они ничего не разбирали, а только аккуратно сложили стройматериалы, разбросанные по территории. Сейчас мы уже вывезли этот кирпич на наши склады.

- Так вы будете восстанавливать здание? Может, какая-то работа в этом направлении ведется?

- Конечно, - отреагировал Бондаренко. – Мы уже формируем земельный участок под виллой (он, оказывается, не был сформирован), а потом передадим его за символическую сумму тому, кто будет готов восстановить здание.

Процесс превращения в руину

В общем, история со старинной виллой Зор запутанная. Но почему-то кажется, что Владимир Бондаренко пытается выставить ситуацию в лучшем, чем кажется, виде. Что же касается процесса разрушения усадьбы, остановить который власти никак не могут, то «Комсомолка» следит за ним уже четыре года. Вы можете определить вместе с нами, в какие сроки здание превратилось в руину.

Началось все в 2016 году, когда виллу Зор расселили. Она была в более-менее приличном состоянии, правда, через несколько месяцев охотники за трофеями начали бить в окнах стекла и выламывать полы на этажах.

В августе 2017 года виллу подожгли.

В августе 2017 года виллу подожгли.

Фото: предоставлено очевидцем

В январе 2017 года «Комсомолка», чтобы привлечь к усадьбе внимание, включила ее в топ-7 умирающих вилл старого Светлогорска (к слову, из того рейтинга уже уничтожена вилла Эльсбет на улице Балтийской). 4 августа того же года постройку подожгли, и на борьбу с огнем выехало сразу несколько расчетов пожарных. Правда, крышу, лестницы и часть перекрытий им спасти не удалось.

Власти останавливать разрушения не спешили, но внезапно появилась надежда – в октябре с поста мэра увольняется мэр Александр Ковальский, а занявший его кресло Андрей Толмачев довольно резво взялся за дело. Уже в ноябре 2017 года новоявленный мэр опубликовал на своей персональной странице в фейсбуке статью о семи умирающих виллах и обратился к жителям: «Набираюсь мыслями и идеями по этим объектам, буду рад помощи, любой помощи». Правда, помощи ждать было неоткуда, и вилла Зор продолжала разрушаться: с ее стен осыпалась штукатурка и падали кирпичи, догнивали последние деревянные элементы, и стало понятно, что руина никому не нужна.

Однако это было не совсем так. В 2019 году, по словам Евгения Маслова, рядом с разрушающимся памятником был пойман мужчина, который проявлял живой интерес к материалам, из которых была построена вилла. Проще говоря, мужчина здание разбирал.

- В прошлом году мой сотрудник поймал за руку и привел в полицию человека, который занимался демонтажем этого объекта культурного наследия, - заявил Маслов. - По моим данным, этот человек несколько дней просидел в отделении, после чего был отпущен. Дела на него заводить не стали. А вот почему – это лучше в полиции поинтересоваться.

Что было потом, вы уже знаете. Мы не удивимся, если через год-два на месте к тому времени уже окончательно уничтоженной виллы появится новый особняк или многоквартирный дом. Место там хорошее.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

7 умирающих вилл старого Светлогорска

Прошлый год, пожалуй, стал рекордным на калининградской земле по числу разрушенных памятников истории и культуры. В области было снесено несколько бывших господских домов (в том числе имеющих статус охраняемых государством объектов), в центре Калининграда под новое строительство снесли казармы кирасирского полка, Светлогорск остался без здания, в котором размещался картографический штаб 43-й армии… В Светлогорске вообще интересная ситуация. В популярном туристическом городе как грибы после дождя растут новые особняки, в то время как некоторые исторические здания, которые могли бы стать точками притяжения для туристов, медленно, но верно разрушаются (ПОДРОБНЕЕ).